Акции протеста в Казахстане начались с недовольства населения резким ростом цены на сжиженный газ, но очень быстро переросли в погромы, мародерство, насилие и терроризм. Когда стало понятно, что за спиной социального протеста действуют подготовленные и организованные группы боевиков, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев обратился за помощью к ОДКБ, что помогло стабилизировать обстановку и взять ситуацию под контроль. Тем не менее, несмотря на подавление беспорядков и постепенный выход республики из кризиса, остается важным вопрос: кто стоял за массовыми акциями протеста в Казахстане?
На сегодняшний день в информационном пространстве существует не так много зацепок, способных пролить хоть какой-то свет на природу произошедшего в республике, но некоторые факты позволяют предположить возможный сценарий развития событий. Сразу отметим, что речь идет не о внутренних социально-политических и экономических предпосылках, которые действительно имеют место быть в случае любого гражданского протеста и объективно наблюдаются в Казахстане, а о вмешательстве со стороны внешних сил, которые явно пытались оседлать протест, потому что только профессионально подготовленные люди могут вести бой против регулярной армии.
Так, на сегодняшний день достоверно известно, что участие в координации протестов происходило из Украины, где находился координационный штаб некого Мухтара Аблязова. Этот человек известен тем, что в 2009 году сбежал из Казахстана в Британию, а затем переехал во Францию, где начал активно критиковать экс-президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Он же, выступая в эфире одного из украинских телеканалов, объявил себя лидером и координатором массовых акций протеста от 2 января и призвал очистить государство от чиновников прежнего руководства. К слову, когда протесты стали выходить из-под контроля Аблязов перестал делать громкие заявления.
Другой след, ведущий в Украину — провокационное видео так называемого «Фронта освобождения Казахстана» на котором несколько человек в масках называют себя патриотами Казахастана и призывают дать отпор якобы оккупационным войскам ОДКБ. Характерно, что свои заявления люди в кадре делают на русском языке со специфическим украинским акцентом, что сразу выдает в них украинцев, а не казахов. Как выяснилось позже, на кадрах действительно были не казахи, а активисты украинского радикала Дмитра Корчинского, известного своим тесным сотрудничеством с украинскими спецслужбами и организацией политической праворадикальной партии УНА-УНСО.
Однако сложно себе представить, что государство, не имеющее политической субъектности, могло провести спецоперацию по дестабилизации обстановки в Казахстане без одобрения и/или прямой поддержки старших товарищей, например, Британских спецслужб. К версии причастности этой страны к протестам в Казахстане склоняется больше всего экспертов, потому что в Казахстане находится огромная доля британских активов, а еще из-за того, что Британия хорошо известна своими тесными контактами с украинскими спецслужбами, которые регулярно проводят консультации с МИ-6 и интерес которых к Украине, в последнее время, приобрел какой-то нездоровый оттенок.
В пользу версии причастности к протестам Британии говорит и тот факт, что синхронно с работой украинского штаба Мухатара Аблязова информационную кампанию по дискредитации миротворческого контингента ОДКБ проводили и протурецкие телеграмм-каналы, риторика которых практически в точности совпадала с тем, что транслировали в своём обращении люди украинского праворадикала Корчинского. Не секрет, что турецкие силовики сотрудничают с британскими коллегами, особенно по вопросам реализации мероприятий на территории Закавказья и Средней Азии, что могло бы объяснять такую однобокую политику «друзей» Британии в отношении Казахстана.