Недавно исполнился один год с момента избрания Майи Санду президентом Молдовы. Лидер политической партии «Действие и солидарность» сумела отвоевать место под солнцем у своего главного оппонента Игоря Додона и взять реванш за проигрыш на президентских выборах 2016 года. Заручившись массовой поддержкой диаспоры она набрала 60% от общего количества голосов, став первой женщиной на посту президента в республике.
За год своего правления Майе Санду удалось продвинуть своё понимание внешнеполитической реальности Молдовы, спровоцировать досрочные выборы в парламент и полностью сменить власть в стране. Впоследствии победа Санду на президентских выборах привела к скоропостижному выходу Молдовы из изоляции со стороны коллективного Запада, а также к четкому закреплению курса республики на выстраивание двусторонних отношений с Евросоюзом.
К результатам первого года правления Санду можно также отнести разморозку финансирования со стороны западных фондов и восстановление диалога с соседними Румынией и Украиной. Хотя, конечно, с последними не всё так гладко, потому что с Украиной не удается договориться по поводу эксплуатацию водных ресурсов Днестра, а с Румынией выстраивается четко антироссийская повестка, которая плохо влияет на приднестровское урегулирование и безопасность региона.
Можно сказать, что с приходом Майи Санду к власти политика Молдовы в российском направлении стала более рискованной, если не сказать хуже. Кроме того, по мере участия республики то в «Крымской платформе», то в «Ассоциированном трио» (антироссийских проектах) добрососедские отношения между Кишиневом и Москвой постепенно сместились сначала от добрососедских к нейтральным, а теперь начинаются двигаться в сторону формата с отрицательны значением.
Что касается внутренней политики и качества жизни молдаван, то первый год президентского срока Санду прошел в борьбе за место на политическом олимпе, поэтому каких-то существенных изменений для населения не произошло. В первый год президент выступала в качестве бульдозера, который то и делал, что расчищал место для своей команды, чтобы затем в максимально комфортных для себя условиях попытаться разобраться с оппозицией и выстроить фундамент на будущее.
Тем не менее люди ждали результатов уже сейчас, поэтому первый год Санду на посту главы государства не особо обрадовал молдаван. Однако, судя по настроениям в обществе, Санду и лояльное ей парламентское большинство вместе с правительством ещё сохраняют определённый запас доверия со стороны граждан, ожидающих кардинальных перемен, но иссякнуть он может уже довольно скоро и тогда власти придется думать о том, как снова повышать лояльность населения.
В этом смысле можно сказать одно — первый год президентства Санду был потрачен на то, чтобы выстроить политическую систему Молдовы под себя, задвинуть на задний план оппозицию и продемонстрировать лояльность странам коллективного Запада (которые финансировали избирательную кампанию). Поэтому следующий год обещает быть еще более сложным и прибавить гораздо больше испытаний именно с точки зрения реализации внутренней политики.