Российский «Газпром» поднял цену для Молдовы на октябрь и продлил газовый контракт только на следующий месяц. Об этом стало известно после того, как 1 октября вице-премьер правительства Андрей Спыну провел телефонные переговоры с российской нефтегазовой компанией. Как известно, результаты беседы, что называется, оставляют желать лучшего.
Конечно, чиновник сразу же сослался на ситуацию с трудностями в поставках газа на территорию Европы и даже заявил, что, мол, если бы закупали сырье в Румынии, то было бы еще дороже. В этот же день стало известно, что спотовая цена на газ достигла рекордных $1200 за тысячу кубов. А в соседней Украине на оптовой бирже голубое топливо выставили по $1500.
Давайте разбираться: что стоит за ситуацией неопределенности с отопительным сезоном в Молдове и почему газовый контракт продлили всего на месяц? Для этого обратимся к недавним событиям, к августу 2021 года, когда с визитом в Кишинёв прибыл замглавы президента России Дмитрий Козак и провел встречу с новоизбранным президентом Молдовы Майе Санду.
Тогда Козак сделал три ключевых для Молдовы заявления:
- разговор был конструктивный и доброжелательный;
- Санду заверила, что никакой блокады Приднестровья не будет;
- цены на газ будут устанавливаться в порядке диалога на взаимовыгодных условиях.
C момента встречи прошло два месяца, что мы имеем? Кишинёв до сих пор не назначил нового посла в России, не говоря уже о выстраивании какого-либо межведомственного диалога. Санду приняла участие в антироссийский «Крымской платформе». Началась транспортная блокада Приднестровья. Президент неоднократно заявляла о необходимости пересмотра формата «5+2».
Другими словами, Кишинёв активно демонстрирует Москве, что озвученные Козаком тезисы не исполняются, а власти Молдовы двигаются в сторону выстраивания более тесных отношений с Западом против России. Кроме того, происходит показательное «удушение» Приднестровья, которое совместно с Украиной пытаются блокировать как экономически, так и политически.
Отсутствие диалога между Кишинёвом и Москвой наблюдается и в газовом вопросе. Если не считать один единственный звонок Спыну, то никто из представителей новой власти в Молдове не приложил усилий для снижения стоимости российского газа для республики. Санду заявила, что это дело «Малдовогаза», а остальные либо согласились с этим утверждением, либо просто промолчали.
В этом смысле повышение цены на газ и подвешенный вопрос с заключением нового контракта — это прямой результат отсутствия диалога и наплевательского отношения к российским партнерам. Теперь у Санду есть примерно месяц, чтобы подумать что для неё более важно: низкие тарифы и отопительный сезон для населения Молдовы или исполнение ожиданий США и Евросоюза.