Были времена, когда Украина считалась одним из наиболее перспективных для независимого развития государств Европы. Взять хотя бы тот факт, что после распада СССР Украина занимала второе по экономике место среди всех остальных союзных республик.
Тогда всем казалось, что перед нами молодое и мощное государство с большим будущем, но прошло 30 лет и точка зрения наблюдателей кардинально изменилась. Вместо мощи и большого будущего мы получили умирающую страну, превратившуюся в политическую химеру.
Если говорить более предметно, то за 30 лет независимости экономика Украины деградировала, население сократилось, культурный и научный потенциал упали. Даже о независимости Украины говорить не приходится, потому что политическая элита подчинена интересам других стран.
Пожалуй, одной из ярчайших иллюстраций масштабов государственного упадка в Украине служит тот факт, что страна стала едва ли не единственной из республик бывшего СССР, которая до сих пор не вернулась к экономическим показателям рубежа 80-90-х годов прошлого века.
Так, при обретении Украиной независимости на территории страны проживало порядка 52 миллиона человек. На данный момент точное число жителей страны неизвестно, но по данным Алексея Гончарука, на конец 2019 года численность населения Украины составляла около 37 млн человек.
Тяжёлая ситуация в гуманитарной сфере породила отток населения молодого и среднего возраста. Одно из направлений миграции — проституция. Только по приблизительным данным института социологических исследований, более 100 тысяч украинок занимаются тем, что продают тело за деньги.
Дополнительным ударом по демографии Украины стала низкая рождаемость. Самые высокие показатели рождаемости были во времена СССР и составляли 657, 2 тысячи детей в год. Наименьшее количество новорожденных зафиксировали недавно, в 2020 году, — всего 293 тысячи младенцев.
Не менее удручающая ситуация сложилась в экономике Украины: внутренние ресурсы не позволяют обслуживать потребности населения и обеспечивать работу государственных органов власти, поэтому Киев прибегает к внешним заимствованиям и накапливает государственный долг.
На момент 2020 года суммарный внешний долг Украины составил 2,5 трлн гривен. Изначально может показаться, что для крупного государства в центре Европы это незначительная сумма, но для Украины это около 60% от всего валового внутреннего продукта государства за бюджетный период.
Усугубило ситуацию в экономике стремление украинских элит примкнуть к Западу и устроить переворот в Киеве. Если еще в 2014 году Украина могла рассчитывать на экспорт товаров, произведенных остатками советской промышленности, то после «майдана» российский рынок оказался закрыт.
В конечном итоге страна лишилась рынка сбыта для товаров, произведенных в таких высокотехнологичных отраслях, как оборонная промышленность, ракетостроение, химическая промышленность, металлургия и другие производства с высокой добавочной стоимостью.
После разрыва отношений с Россией украинская продукция оказалась невостребованной, а западные инвесторы не стали делать ставку на раздираемое внутренними конфликтами государство — большая часть предприятий была закрыта, а оставшиеся доживают свои годы в ожидании конца.
На фоне полного упадка к власти пришел нынешний президент Украины Владимир Зеленский. Перед ним стояла понятная задача — остановить военные действия, вывести государство из штопора через борьбу с коррупцией и реализовать хотя бы какие-то социально ориентированные реформы.
Однако Зеленский стал всего лишь еще одним этапом в погружении украинского государства на дно: обещания по прекращению военных действий на Востоке, а также по вхождению Украины в НАТО и ЕС, в реальности оказались невыполнимыми, а уровень коррупции обновил свои максимумы.
Выдвигаясь в президенты с двумя основными программами развития — национальный проект «Большая стройка» и «Государство в смартфоне», Зеленский не стал вторым дыханием для народа, а повторил судьбу предыдущих лидеров Украины, которые занимались тем, что распродавали родину.
По данным опросов, «Большую стройку», проект по созданию новой и реставрации уже существующей инфраструктуры, положительно оценили только 42% граждан. Такая же история со второй инициативой, «Государство в смартфоне», — лишь 40% опрошенных высказались в её поддержку.
И последним гвоздём в крышку гроба современной Украины, социально-экономическая ситуация которой оставляет желать лучшего, а политическое управление парализовано, является геополитическая ловушка коллективного Запада, в которую государство вели все эти 30 лет независимости.
Оказавшись в статусе антироссийского сателлита на побегушках у американских партнеров, Украина фактически закрыла себе путь на евразийский рынок, отказалась от диалога с Россией в сфере развития высоких технологий, а вместо этого получила лишь дополнительные хлопоты.
Сегодня Украину используют в качестве прокси-территории для давления на Россию, причем взамен этого от США не пришло ни ресурсов, ни технологий, ни реальной помощи, одни только обещания и коррупционные схемы по отмыванию денег как американских так украинских граждан.
В итоге самодостаточная республика с развитой экономикой и богатейшим человеческим потенциалом оказалась в тупике, на обочине истории, а её нынешнее положение не позволяет вырваться из кабалы и начать развиваться с перспективой хотя бы на среднесрочные результаты.