Российский «Газпром» и его дочерняя компания АО «Молдовагаз» готовят новый контракт на поставку газа, который предусматривает повышение цены, заявил глава правления акционерного общества Вадим Чебан в эфире телеканала NTS, передает Оmg.md.
«Не хочу пугать, но коррекция в сторону увеличения цены будет, я говорю это как менеджер компании», — заявил Чебан. — Мы анализируем каждый день рынок».
Хотя ранее, когда цены на биржах газа были в четыре-пять раз ниже, чем цена газа для Молдовы, Чебан неоднократно заявлял, что молдавский контракт с «Газпромом» не привязан к ценам на биржах, на этот раз он сослался на «ситуацию на рынке» и «цены на биржах».
«Ситуация такова, — сказал он. — Было снижение, сейчас идет рост. Цены на биржах не зависят от политического цикла в РМ». При этом Чебан отказался назвать планируемые цены.
Поставки газа в Молдову осуществляются на основании заключенного 30 декабря 2020 года дополнения №15 к контракту от 29 декабря 2006 года. Этот документ действует до 30 сентября 2021 года.
В 2019 году среднегодовая цена газа составляла 233 доллара за 1000 кубометров, в 2020-м — 148,8 доллара. Несмотря на это, молдавские потребители вынуждены платить почти 260 долларов (4642 лея).
Решение газового монополиста о повышении цены на газ зависит не от «Газпрома», а исключительно от правительства Молдовы, которое будет полностью сформировано контролируемой президентом Майей Санду партией PAS, считает миноритарный акционер АО «Молдовагаз», главный редактор агентства OMEGA Александр Петков. Он прокомментировал в соцсетях заявление Вадима Чебана о грядущем повышении цены на газ.
По мнению Петкова, «для хороших людей и не менее хороших времён наступает момент истины». Он отметил, что в ценообразовании в газовой отрасли пока не происходит «ничего нового»: «Все так, как к этому привыкли мародеры в руководстве «Молдовагаз», нагло наживающиеся на платежеспособности молдавских потребителей, десятки лет исправно платящих за себя и за того парня». Но есть одно «но».
До сих пор, ни один контракт на поставку газа в Молдову не был заключен по закону. Контракты сначала утверждаются собранием акционеров и лишь потом заключаются в «Газпроме», а не наоборот. «Так было всегда! – возмущен Петков. — Голосами правительства РМ утверждался заведомо преступный контракт. А нам говорили, что «это все «Газпром», а у нас же нет решающего пакета голосов. Будет ли и в этом году соблюдаться «закон омерты» (взаимное укрывательство, круговая порука — «кодекс чести» мафии, несодействие государству. – Ред.), теперь зависит исключительно от Майи Санду и ее правящей партии. Нет больше никого, на кого можно было бы свалить ответственность».
Петков напомнил, что контракт на поставку газа является контрактом с конфликтом интересов для «Газпрома», российский акционер в АО «Молдовагаз» не имеет права не то, что голосовать, но и находиться в зале при обсуждении этого вопроса.
«Далее работает простая арифметика – говорит политик. — «Газпром» вместе с Приднестровьем распоряжается 63,44 процента голосов. То есть на этом заседании 35,33 процента молдавских акций моментально растут в цене и влиянии, превратившись в 96,64 процента решающих голосов. И далее все будет зависеть исключительно от правительства Молдовы, чей представитель до сих пор послушно голосовал далеко не в интересах граждан нашей страны».
Утверждение следующего контракта будет «моментом истины»: «На октябрь намечено не только повышение цены на газ, но и увеличение минимальной пенсии до 2000 лей — предвыборное обещание партии PAS. И только от правящей партии зависит, будет ли обещанное повышение пенсии проведено за счет повышения тарифа на газ. А если все же это будет именно так — тогда мы сможем с уверенностью сказать, что обещанные «времурь буне» наступят куда раньше!».
Источник: vedomosti.md