«Ассоциированное трио» Молдова, Украина, Грузия не имеет перспектив развития

Во вторник, 21 июля, президент Молдовы Майя Санду прибыла в Грузию, где приняла участие в 17-й Международной конференции «Три государства — один выбор: Грузия, Молдова и Украина в действии». По официальным данным, цель мероприятия — улучшение сотрудничества между тремя ассоциированными партнерами Европейского союза — Молдовой, Грузией и Украиной.

Вместе с Майей Санду в мероприятии приняли участие президент Грузии Саломе Зурабишвили и президент Украины Владимир Зеленский, а неформальным лидером встречи был президент Европейского совета Шарль Мишел. Он задавал тон дискуссии между сторонами и выступал в качестве импровизированного модератора, координируя ход конференции и отвечая на вопросы.

Напомним, «ассоциированное трио» является наследием проекта ГУУАМ, который создавался в качестве геополитического проекта против России и в дальнейшем перерос в ГУМ. Участие в «трио» не дает странам никаких привилегий и не приближает их к Брюсселю. Они даже не получают никакого особого статуса, а только обсуждают насущные проблемы и мечтают об интеграции с Евросоюзом.

 

Но смысл в этой площадке есть — она собирает под одной крышей страны с «тяжелой судьбой»: Молдова, Украина и Грузия стали жертвами внешнего управления. Несмотря на разницу в политических системах, на деле отличие между Молдовой и двумя другими странами заключается только в том, что Кишинёв пока еще не приступил к зачистке внутренней оппозиции и не перешел в фазу демонизирования России.

В этом смысле забавно было слушать заявление министра внутренних дел Украины Дмитрия Кулебы, который сказал на конференции, что альтернативы европейской интеграции для трёх стран-партнеров не существует. На самом же деле для трёх стран-партнеров не существует вариантов для вступления в Евросоюз, потому что проекты по типу ГУМ и тому подобных не предполагают такую возможность.

К слову, почему у Европы нет альтернативы принятию в Евросоюз трёх беднейших стран, к тому же представляющих интересы США, Кулеба не пояснил. Ну а пассаж о том, что ГУМ является проектом, способным обеспечить «мир и процветания в Европе» выглядит нелепо. Каждой из стран – участниц «ассоциированного трио» стоило бы обратиться к решению многочисленных внутренних проблем.

Кроме того, самая идея «ассоциированного трио» заключается в том, чтобы заморозить страны-участницы в переходном состоянии на пути к вступлению в Евросоюз и собрать из них антироссийский военно-политический блок. Такие шаги позволяют с высокой степенью контролировать поведение этих стран за счет апелляции к европейскому будущему и гарантируют невозможность разворота на Восток.

Но об этом политики предпочитают молчать, потому что тогда картинка кажется не такой радужной, а участие в проекте и вовсе теряет смысл. Зачем проводить все эти встречи, если тебя не хотят видеть в Евросоюзе, а всего лишь эксплуатируют для реализации собственных геополитических задач. Но признаваться в этом публично нельзя, потому что тогда пропадает вся магия демократизации.

Вывод один — подобные мероприятия носят сугубо геополитический характер. Нет никакого экономического фундамента, нет четкого плана развития и вообще каких-либо перспектив. И это хорошо демонстрирует бессодержательность вчерашней конференции. Президенты трех стран говорили только о том, как важно проводить встречи и улучшать сотрудничество, но за этими славами ничего не было.