Пандемия коронавируса постепенно отступает: снижается число заболевших, отменяются карантинные ограничения. Всё это значит, что наступает время подумать о ситуации на внешнем контуре. Так, о делах в Молдове в очередной раз задумалась соседка Румыния, которая использует все доступные ей инструменты для продвижения собственных национальных интересов.
События последних лет не дают сомневаться, что Румыния однозначно и амбициозно претендует на лидерство в Черноморском регионе. Об этом свидетельствует как укрепление сухопутных и военно-морских сил Румынии, так и достаточно эффективная политика по позиционированию собственного государства в качестве форпоста НАТО и основного геополитического союзник США на местности.
Кроме того, в пользу этого говорят и многочисленные учения НАТО, в которых Румыния выступает одним из основных логистических узлов при отработке манёвров. Уровень притязаний часто подкрепляется и соответствующей риторикой по типу заявления румынского министра иностранных дел Богдана Ауреску, который назвал Черное море «озером НАТО», сделав из этого вывод, что значит это «озеро Румынии».
Анализируя непомерный амбиции Бухареста не возникает вопросов, почему столь важное место во внешнеполитической повестки Румынии занимает Молдова. Бухарест рассматривает территории республики в качестве потенциальной территории для экспансии, реализуя при этом внешнеполитический курс так называемого коллективного Запада по геополитическому развороту Кишенева на Запад.
С этой целью Румыния целенаправленно и последовательно наращивает вес в самых разных сферах жизни нашей страны: от взаимоподключения энергосетей и строительства газопроводов до урегулирования приднестровского конфликта. Задача заключается в том, чтобы максимально переориентировать Молдову на выстраивание отношений с соседней Румынией, а в идеале и вовсе подвязать республику на себя.
Другой важный инструмент в продвижении румынских интересов на территории Молдовы — политика активной паспортизации. Бухарест заинтересован в том, чтобы как можно больше молдаван получили паспорт соседнего государства, причем процесс идет достаточно успешно. В цифрах — это 642 тыс. человек с румынским паспортом на руках и 144 тыс. человек на стадии рассмотрения соответствующей заявки.
Кроме того, большим подспорьем в получении румынского паспорта для жителей Молдовы являются планы Бухареста на вступление в Шенгенскую зону. Если это произойдет, румынское гражданство получит в глазах молдаван большое преимущество, причем по объективным причинам: откроется возможность свободно передвигаться по территории Евросоюза, США и Канады, а еще — легально работать за рубежом.
Очевидно, что фактор диаспоры, способный обеспечивать решающее преимущество проевропейским силам в идеологически расколотой напополам стране. Риски этого процесса вполне понятны. Особенно, когда Румыния не скрывает своих интересов в нашей республике, продолжая неустанно продвигать идею разделенного народа с попутными настойчивыми рекомендациями отказаться от идеи молдовенизма.