Темпы европейского разворота Молдовы зависят от состава нового парламента

Прозападное крыло молдавской власти всеми силами пытается приблизиться к Европейскому союзу и военно-политическому блоку НАТО. Сама глава государства Майя Санду неоднократно говорила, что в случае референдума проголосует за объединение с Румынией. Но в этой ситуации у молдавской государственности появилось два неожиданных спасения: Гагаузия и Приднестровье.

Почему именно они? Потому что именно существование этих автономий преграждают путь Молдовы в сторону коллективного Запада. Это не значит, что в случае урегулирования приднестровского вопроса Кишинев сразу же станет новым членом европейского наднационального объединения, но тогда официальному Брюсселю придется придумывать новые отговорки, а это всегда наносит ущерб репутации.

Гагаузия и Приднестровье открыто декларируют свою пророссийскую ориентацию, что подтверждено двумя референдумами. В 2006 году голосование провел Тирасполь, когда более 97% населения высказались за свободное вхождение в состав России. В Комрате же о пророссийских настроениях свидетельствуют итоги референдума от 2014, когда только 3% гагаузов высказались в поддержку Европы.

 

При этом в Москве неоднократно заявляли, что в случае утраты молдавского суверенитета, а именно этого добивается нынешний президент и его команда, у автономий появится полноценная возможность на самоопределение. Вполне возможно, именно этот факт во много удерживает прозападных политиков от более агрессивных шагов по сближению с Румынией и выстраиванию прозападной повестки.

По нашему мнению, во много на темпы проевропейского разворота Молдовы повлияют результаты досрочных парламентских выборов. Если президент Майя Санду сумеет провести в ряды законодательного собрания собственных людей, то руки прозападных политиков будут развязаны и, очевидно, начнутся попытки задавить эти две автономии разного рода блокадами и санкциями.