Недавно министр иностранных дел и европейской интеграции Аурелиу Чокой выразил свою позицию относительно роли Российской Федерации в вооруженном конфликте на Днестре в 1992 году. По его мнению, Российская Федерация не совершала акта агрессии по отношению к Республике Молдова, а, напротив, остановила кровопролитие между Кишиневом и Тирасполем. Глава внешнеполитического ведомства заявил буквально следующее: “Фактически российская армия, которая тогда дислоцировалась на востоке Молдавии, вмешалась, чтобы остановить кровопролитие”.
Из-за чего сразу же сторонники различных форм унионизма (слияния Молдовы и Румынии в одно общее государственное образование), а также так называемые молдавские патриоты обрушили на него шквал жесткой критики и озвучили требования об отставке главы МИДЕИ.
Предлагаю разобраться в объективности этой так называемой критики, взяв за основу некоторые конкретные заявления и действия “главных” оппонентов позиции Аурелиу Чокоя по этому вопросу.
Итак.
Согласно утверждению одного из историков Молдовы Анатолия Цэрану, именно российская армия принимала непосредственное участие в войне против молдавской государственности, что и является по его мнению безусловно актом агрессии России против Республики Молдова. Объясняет Цэрану свое аналитическое заключение следующим: “Если бы конфликт в республике носил исключительно внутренний характер, то соглашение о прекращении огня должны были подписать представители Кишинева и Тирасполя. Но сделали это президент России Борис Ельцин и президент Молдавии Мирча Снегур.”
И на основании, по всей видимости, этого же своего умозаключения он добавляет: “Российская армия несет ответственность за пролитую здесь (в Молдове) кровь”.
Это же мнение начинают подхватывать и некоторые “ветераны конфликта на Днестре” – комбатанты, непосредственно принимавшие участие в событиях 1992 года.
Например, бывший заместитель министра внутренних дел Геннадий Косован сказал: “Мне больно это слышать. 19 июня в бой вступила российская 14-я армия и за два месяца я потерял 212 солдат”.
Затем Косован добавил, что заявление министра является оскорбительным, и, по его мнению, министр должен после этого подать в отставку.
Председатель ассоциации Justeţe Александр Банарь вообще заявил, что подобного рода высказывания – “это следствия политики президента Игоря Додона”. В патриотизме которого он, естественно, сомневается.
Ну и, конечно же, одни из самых главных патриотов Молдовы – лидер партии “Платформа достоинство и правда” Андрей Нэстасе и представитель политформирования “Действие и солидарность” Михай Папшой также требуют отставки главы МИДЕИ за оскорбление, по их мнению, ветеранов войны на Днестре.
Последний (Попшой) вообще “завернул”, что министр Чокой не просто оскорбил, а осквернил память погибших защитников территориальной целостности страны.
Тут следует понимать, что бывшие ACUMовцы Нэстасе и Попшой очевидно используют данный инфоповод для дешевого пиара и в их заявлениях кроме банального популизма и горлопанства мы ничего не обнаружим, разве что соперничество – “кто круче съязвит”, “оскорбил”, “осквернил”, и так далее. Пока лидирует Попшой.
А вот официально озвученная позиция историка Анатолия Цэрану, который представляет ученое сообщество Республики Молдова, является конкретной ересью и попыткой фальсификации истории нашей страны, потому что используется заведомо ложная аргументация. Господин Цэрану забыл разъяснить то, что Борис Ельцин в 1992 году подписывал соглашение о прекращении огня в качестве верховного главнокомандующего российскими вооруженными силами, часть которых были дислоцированы в Приднестровье и уже на тот момент официально являлась миротворческим контингентом.
Да и Косован передергивает. Если бы действительно российская армия, как он говорит, вступила в бой, то, скорее всего, было бы так, как выразился однажды генерал Александр Лебедь “Завтракать я буду в Тирасполе, обедать в Кишиневе, а ужинать в Бухаресте”.
Геннадий Семенов