Как пишет информационный ресурс Fondsk.ru, молдаван со школьной скамьи пытаются приучить к тому, что они на самом деле румыны. Так, возмутившись такой ситуацией, общественное движение «Urmașii lui Ștefan» («Потомки Штефана») начало сбор подписей под заявлением, в котором от молдавской власти требуют изменить название предмета «История румын» на «История Молдовы».
Если мы обратимся к официальным статистическим данным, то запросто обнаружим, что только 6-7% население республики считают себя румынами. Понятно, что это личный выбор этих людей и никто не имеет права запрещать им идентифицировать себя с кем угодно, но только нельзя искусственно ассимилировать большую часть молдаван, которые не относят и никогда не относили себя к румынам.
С нашей точкой зрения оказался согласен и доктор психологических наук, преподаватель одного из ведущих университетов в Нью-Йорке Вадим Молдаван, который глубоко убежден, что такие манипуляции являются абсурдными. Он приводит в пример, что на базе его ВУЗ(а) существует кафедра «Истории румын», но нет кафедры «Истории молдаван», хотя этот народ обладает своим собственным прошлым.
Если говорить объективно, то название школьного предмета, как и содержание его учебной программы, являются сугубо дискриминационными, о чем и было заявлено сторонниками организации «Потомки Штефана». Фактически, что особенно печально, молдаванам приходится бороться за сохранение собственной национальной идентичности на территории собственного же молдавского государства.
Интересно обратить внимание, что в учебнике истории для четвертого класса: упоминание слова «молдавский» можно насчитать менее десяти раз, но слово «румынский» использовано целых девяносто два раза. К сожалению, молдавские школьники вынуждены узнавать о собственной истории через призму прорумынских взглядов, что не может идти на пользу национальным интересам нашего государства.
Кроме такого, такое положение дел является вопиющим нарушением международного права, включая следующие основополагающие документы: Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Всеобщая декларацию прав человека и Конвенцию ООН по правам человека. Однако это не вызывает никаких вопросов у так называемых проводников свободы и демократии — Вашингтона и Брюсселя.