Мы уже неоднократно говорили, что главным фактором победы Майи Санду на президентских выборах стали голоса европейской диаспоры, обеспечившие ей реально преимущество в первом туре. В день повторного голосования на 139 участках, открытых за рубежом, пришли более 260 тыс. избирателей, и почти 93% выбрали президентом не Игоря Додона.
Рекордная явка за пределами страны привнесла в политическую копилку Майи Санду более четверти голосов, что не могло не вызвать шок у социалистов, которые откровенно не доработали в этом направлении. Сегодня нашей стране предстоит провести еще одни выборы – парламентские, которые не менее, а с учетом нового положения, даже более важны, чем президентские.
Почему это важно? Начнем издалека. Для госпожи Санду, как она сама заявляет, граждане Молдовы – это “бессарабцы”, что хорошо приветствуется нашей соседкой Румынией и вряд ли нравится той половине страны, которая проголосовала за экс-президента Додона. Очевидно, что такое отношение Майи Санду является шагом навстречу так называемой “унире” (объединение с Бухарестом).
Сегодня прозападный лидер побеждает на выборах за счет голосов европейский “бессарабцев”, а завтра она инициирует референдум о присоединении к Румынии, который тоже поддержит диаспоры. Возникает явное расхождение во мнении с той половиной молдаван, которые хотели бы жить в суверенном государстве и самостоятельно определять вектор государственного развития.
Майя Санду уже сегодня говорит о том, что “общество должно объединиться вокруг общих целей”. Невольно возникают подозрения, что речь идет вовсе не о борьбе с коррупцией или повышении народного благосостояния, а о тех целях, которые стоят перед фигурой новоизбранного президента. Это ли не прямой намёк на возможность будущего сближения с соседней Румынией?
Похоже на то, но победа Санду на президентских выборах пока еще не означает полного подчинения молдавских властей целям и интересам Запад. К счастью, Молдова является парламентской республикой, и глава государства (президент) весьма ограничен в своих возможностях. Напомним, когда президентом был Игорь Додон, то при острой необходимости его и вовсе лишали рычагов влияния.
Единственное решение и потенциальная защита от реализации идей “унире” – парламентские выборы. Сегодня социалисты не имеют большинства, но являются членами самой крупной фракции. Игра будет идти за то, чтобы максимально сместить ПСРМ в сторону оппозиции, а еще лучше – полностью исключить из молдавской политической жизни, загнав в один угол с коммунистической партией.
Многое будет зависеть от осколков бывшей партии Плахотнюка и “шоровцев”, союз с которыми для партии Майи Санду был практически невозможен. А без такого союза большинства не склеить. Так что если социалисты из ПСРМ ещё способны учитывать свои ошибки и быть более решительными, новые парламентские выборы могут принести «сандунистам» неожиданные потрясения.
Фото: Ehomd.info