Рост товарооборота Молдовы как иллюзия выгоды от экономической ассоциации с Евросоюзом

Сегодня Молдова готовится ко второму туру президентских выборов, в котором избирателям предстоит отдать свои голоса за действующего главу государства Игоря Додона, поддерживающего равномерное развитие отношений со всеми соседями, либо за главу прозападной оппозиции Майю Санду, определившей для страны европейский вектор.

Многие сторонники Санду ошибочно полагают, что движение в Европу автоматически равняется развитию национальной экономики, повышению качества и уровня жизни граждан, а также трансформации политической системы в сторону открытости и демократичности. К сожалению, в реальности дело обстоит немного иначе.

Чтобы не быть голословными, давайте подытожим, что принесло нам участие в Соглашении об экономической ассоциации с Европейским союзом (далее – ЕС) за последние годы. Напомним, решение об ассоциации было принято в недавнем 2014 году, но всего за 6 лет колоссальным образом трансформировало экономику республики.

 

Прозападные политики любят упоминать, что за время участия в ассоциации Молдова увеличила товарооборот с ЕС, а затем делают из этого ложный вывод о “правильности” геополитического выбора страны. При этом никто не задается вопросом, а могло ли быть иначе? Здравый смысл и логика подсказывают, что хвалиться здесь пока нечем.

Мы подписали соглашение об экономической ассоциации, а значит повышение товарооборота является закономерным следствием открывшихся преимуществ свободного рынка, которыми Молдова начала активно пользоваться. С другой стороны, проявились серьезные негативные стороны такого выбора, о которых в оппозиционной тусовке не говорят.

Во-первых, рост того самого обсуждаемого товарооборота с ЕС произошел во многом из-за интенсификации торгово-экономических связей всего лишь с одной страной – Румынией. Это связано прежде всего с географическим факторам, а также с заинтересованностью нашей соседки в последовательной экономической экспансии Молдовы.

Во-вторых, существенно сократился объем продаж традиционной молдавской сельскохозяйственной продукции и возрос импорт аграрной продукции из стран ЕС. Так, начиная с 2015 года Молдова постоянно наращивает объемы поставок турецких яблок, хотя сама их выращивает и экспортирует. Такая же ситуация, например, складывается вокруг торговли томатами.

В-третьих, введения режима свободной торговли привело к тому, что аграрная Молдова, которая всегда славилась своим виноградарством и лучшими винами в СССР, оказалась вынуждена закупать более 1,5 тысяч тонн сырья из Румынии. Увеличился объем турецкой черешни, сливы и персика, которые закупаются Молдовой в 11 раз больше, чем до ассоциации с ЕС.

Таким образом, даже беглое прочтение по диагонали позволяет понять, что визуальная диверсификация поставок на европейский рынок является всего лишь очередной профанацией, которая не приводит к экономическому росту, а является причиной постепенного повышения показателей торгового дефицита республики со всеми вытекающими из этого последствиями.

Когда приводишь сторонникам прозападного вектора эти аргументы, то вразумительного ответа не следует, потому что реальная картина никак не соотносится с теми многочисленными обещаниями, которыми нас кормят политики по типу Майи Санду: ЕС не откроется нам страной Эльдорадо, где каждый сможет насытиться, но он способен стать золотым тельцом.

Фото: Ehomd.info