По итогам обработки протоколов в первом туре президентских выборов побеждает лидер оппозиции и глава политической партии “Действие и солидарность” (ПДС) Майя Санду. Она набрала 35,94% голосов, а действующий глава государства Игорь Додон набрал 32,75% голосов.
Однако на этом электоральный цикл не заканчивается, потому что для победы необходимо получить поддержку более 50% избирателей. Теперь оппоненты готовятся ко второму туру голосования, который и определит президента Молдовы на следующие четыре непростых года.
Результаты оппозиции в первом туре президентских выборов сильно взволновали молдавскую общественность, что хорошо видно по статистике поисковых забросов. Многие задаются вопросом: что же будет с нашей Молдовой, если президентом станет Майя Санду?
Во-первых, если победит прозападный кандидат, то с большой вероятностью начнется процесс “мягкой румынизации”, потому что Молдова при Додоне буквально балансирует на грани геополитического стыка, не перегибаясь в сторону какого-то одного из существующих полюсов.
Если большинство избирателей сделает выбор в пользу Майи Санду, то она будет продвигать явно прозападный курс развития Молдовы, который напрямую связан с резким повышением уровня вовлеченности соседней Румынии во внутренние дела республики.
Автоматически с процессом румынизации усилится положение и так называемых унионистов из-за позиции которых пострадает политическая представленность жителей Приднестровья и Гагаузии, а это уже чревато потенциальным обострением замороженных конфликтов.
Во-вторых, одним из шагов Майи Санду станет денонсация договоров с Россией, что негативно скажется на молдавских предпринимателях и аграриях, которые наладили взаимовыгодные отношения с Москвой и экспортируют львиную долю собственных товаров на территорию РФ.
Хотя Санду и обещает, что никто не будет рвать отношения с Россией, но верить этому нет причин. Дело в том, что еще она пообещала двигаться в сторону Евросоюза, а это значит, что придется обещания хоть как-то, но исполнять, чтобы не сожрали “союзники” по правому флангу.
Очевидно, что сближение с Евросоюзом будет тормозиться огромным количеством невыполнимых требований со стороны Брюсселя, как это происходит на сегодняшний день с другими странами ассоциации. В какой-то момент встанет вопрос о том, чтобы окончательно порвать с ЕАЭС.
Майя Санду попытается протолкнуть окончательный разворот на Запад и, если ей это удастся, то страна окажется в подвешенном состоянии, когда европейские коллеги к себе не пускают, а на Восток вернуться не позволяет гордость, помноженная на скудные надежды европейского завтра.
Фото: Ehomd.info