День Конституции Молдовы: какие изменения должны ждать граждан?!

Сегодня в нашей стране отмечается один из главных государственных праздников – День Конституции. В этот день, в 1994 году был принят основной документ молдавского государства, в котором говорится о суверенитете страны, определены основные векторы развития республики.

«Конституция отражает ценности, которыми мы дорожим как народ, и идеалы, к которым мы стремимся как общество, гарантирует плюрализм идей и защищает права и свободы человека», – отметил в своем праздничном обращении премьер-министр Ион Кику.

Что ж, нельзя не согласиться со словами главы кабмина… Мы действительно дорожим определенными ценностями и стремимся к некоторым идеалам…

 

Однако Конституция страны должна, прежде всего, быть документом, регламентирующим жизнедеятельность Молдовы, как государства, ее текст должен соответствовать существующим геополитическим реалиям, а понятия, изложенные в главном законе, должны быть просты и понятны, нельзя допускать их двойного толкования.

На наш взгляд, именно эфемерность Конституции молдавского государства, высокопарность слов и выражений, применяемых ее авторами, а также полное несоответствие существующим реалиям и привели к тому, что даже судьи Конституционного суда зачастую не могут однозначно трактовать те или иные понятия, изложенные в документе.

Начнем с основного: в Конституции абсолютно не учитывается приднестровский конфликт и ситуация, сложившаяся в регионе. Более того, в документе нет ни слова про права и свободы гагаузов – жителей АТО Гагаузия, – что противоречит достигнутому в 1994 году соглашению между Комратом и Кишиневом и является своеобразным основанием для сторонников отделения автономного образования.

Нежелание признать в тексте головного документа реальные проблемы молдавского государства не позволяет прийти к решению существующих разногласий с левобережьем и Гагаузией.

Более того, в настоящее время фактически не существует никаких законодательных инициатив, направленных на разрешение сложившейся ситуации. Так, идея федерализации, продвигаемая социалистами несколько лет назад, сегодня не рассматривается, а систематические публичные требования главы Гагаузии Ирины Влах к своим коллегам по правительству и депутатам парламента закрепить законодательно все условия соглашения 1994 года остаются неуслышанными.

Говоря об инициативах президента Додона и «Партии социалистов», против которых активно борются прозападные молдавские формирования, нельзя не упомянуть и об инициативе главы государства изменить форму правления на президентскую.

Общепризнанным является тот факт, что на протяжении двух последних десятилетий Молдова находится в состоянии затянувшегося политического кризиса, который не мог не отразиться и на благосостоянии местных жителей, уровень жизни которых схож с аналогичными показателями нищих африканскими стран.
Высока вероятность, что причиной сложившейся в молдавской политике ситуации являются принципиальные разногласия между основными политическими партиями, члены которых должны определять векторы внутреннего и внешнего развития республики и утверждать состав правительства.
Естественно, парламентская форма правления успешно применяется во многих странах мира, однако, Конституция молдавского государства определяет главой государства все же президента страны, который при этом не имеет никаких полномочий и обязан утверждать все инициативы парламентского большинства.

Несколько лет назад это привело к немного комической ситуации, когда бывший спикер парламента Андриан Канду прямо заявил, что он и его соратники «не нанимались быть всенародными любимцами» и их решения, не пользующиеся поддержкой молдавского населения и всенародно избранного президента, должны утверждаться главой государства в обязательном порядке.

 

Интересна ситуация и с русским языком. С одной стороны, «государство признает и охраняет право на сохранение, развитие и функционирование русского языка», как языка, широко используемого в Молдове, но с другой не учитывает население вышеупомянутых Приднестровья, Гагаузии, а также Тараклии, Бельц и некоторых других муниципий республики, где русский используется повсеместно и во всех сферах жизнедеятельности. Более того, за четверть века основная масса населения этих регионов, по разным причинам так и не выучили молдавский язык на уровне, позволяющим им беспрепятственно принимать участие в управлении страной, изучать и подготавливать документы. Не стоит давать эмоциональную оценку этому факту – его нужно просто признать, включив язык Пушкина и Толстого в число государственных.

Таким образом, отмечая сегодня этот государственный праздник, давайте поднимем бокалы за то, чтобы в Республике Молдова главный документ страны не только отражал ценности, которыми мы дорожим, как народ, но и позволял нам руководствоваться Конституцией во всех сферах жизнедеятельности.
Александр Медведев