Следы войны в современных Бендерах: зачем на них напали националисты? (ФОТО, ВИДЕО)

Всю свою сознательную жизнь я прожил между двумя городами: Кишиневом и Хынчештами. Для меня это город Котовск, где родился прославленный герой гражданской войны Григорий Иванович Котовский. Буржуи, конечно, его не любили, для них он был бандитом, как и все, кто противостоял самодержавию.

Мое детство прошло среди рассказов о котовцах и буденновцах, о лихих конных атаках. Герои гражданской войны и Великой Отечественной войны для меня стали примерами для подражания. Став старше, я узнал про ряд восстаний против румынских оккупантов в период 1918 — 1940 гг. в Татарбунарах, Хотине и Бендерах.

 

Мог ли я тогда знать, что волей судьбы через много лет я окажусь в этом прославленном городе и стану его жителем?

Бендеры всегда были очень особым городом, который давал вооруженный отпор названым гостям. Так было в 1919 году, так же произошло и 19 июня 1992 года. Людям пришлось встать на защиту своих домов, земли, чести и достоинства от вооруженных банд молдавских националистов.

Большинство людей в Молдове были против братоубийственной войны, но не могли ничего сделать, так как вся власть оказалось в руках откровенных подонков, чьими героями были такие военные преступники как Антонеску. То же самое мы сейчас видим в Украине, где последние шесть лет героизируют прислужников фашистов.

На Бендеры напали по-воровски, стреляя во всё, что движется. Поэтому мы и сегодня можем видеть следы той войны на стенах обычных домов. Жители говорят, что националисты точно знали, зачем стреляли. Это такая у них излюбленная тактика по запугиванию местного населения.

Бендеры, за исключением нескольких зданий, были очень быстро захвачены, так как город по договоренности с Кишиневом был объявлен «мирным». Об этом в нашем специальном интервью рассказывает один из его защитников Дмитрий Фесенко, воевавший в спешно созданных территориально-спасательных отрядах.

Я решил провести небольшую историческую реконструкцию. На фото различные места, которые до сих пор сохранили следы войны. Также я посетил ту самую швейную фабрику «Флоаре», ставшую аналогом Дома Павлова. Как видите, на ее территории до сих пор так и лежат остатки готовой продукции. Как мы видим, на стенах этой фабрики до сих пор остались нацарапанные послания в адрес тех, кто сюда пришел с оружием в руках. Тогда, в 1992 году, Мирча Снегур назвал эти действия «наведением Конституционного порядка».

Но возникает вопрос, о какой Конституции говорил Снегур? Ведь до 1994 года в Молдове не было Конституции, а действовала некая «Декларация о независимости». А флаг и гимн вообще использовались румынские. Это если кто не знал или не знал и забыл.

А на защиту города встали люди разных национальностей, в том числе и коренные молдаване. Никто не хотел возвращения жандармских порядков. Поэтому у приднестровцев нет никакой ненависти к молдаванам. Все прекрасно понимают, что фашизм не имеет какой-то конкретной национальности.

В ходе событий лета 1992 года в Бендерах погибли минимум 489 человек, из которых 132 мирные жители, а пятеро и вовсе дети. Ранены были 1 242 человек, из которых 698 мирные жители и 18 — дети. Пропало без вести — 87 человек. Еще 40 человек потом умерли от ранений. Уничтожено и повреждено было 1 280 домов, из которых 60 полностью были разрушены. Такое были утрачены 19 объектов народного образования, из них 3 школы, 15 объектов здравоохранения. Повреждены 46 предприятий промышленности, транспорта и строительства.

Михаил Амерберг