Что происходит с демографией в Молдове?

Одной из самых очевидных общественных тенденций последних десятилетий стало снижение темпов рождаемости в первую очередь в развитых странах Западной Европы. Это было обусловлено различными либеральными течениями и в итоге привело к резкому старению населения. Соответственно, и к недостатку трудовых ресурсов, которые восполнялись за счет притока рабочей силы из стран Северной Африки и Ближнего Востока.

Следствием подобной политики стало возникновение в странах Западной Европы этнокультурных анклавов, своеобразных «государств в государстве», которые вступали в открытый конфликт с традиционным укладом жизни и местной культурой.

Создавшаяся ситуация шла по пути обострения и начинала угрожать вытеснением традиционной европейской культуры взамен на культуру приехавших гастарбайтеров. И в этой ситуации, начиная с 90-х годов прошлого века, спасением стал огромный поток из новообразованных государств бывшего СССР, состоявший из желающих устроиться на работу в Европе. Эти люди, как правило, из республик Прибалтики, Белоруссии, Украины и Молдовы оказались гораздо ближе к европейцам по менталитету, а также в этническом и религиозном плане и поэтому смогли гораздо успешнее интегрироваться в новых условиях, не мешая коренному населению.

 

На количество покидающих свою страну в поисках работы влияние оказывала в первую очередь экономическая ситуация в каждой отдельно взятой стране, и поэтому нет ничего удивительного в том, что страной с одним из наибольших в процентном отношении потоков экономических беженцев стала одна из беднейших стран Европы – Республика Молдова. При этом необходимо отметить, что этот поток шел из Молдовы не только в западном, но и в восточном направлении — в Россию, где численность молдавской диаспоры ничуть не уступает европейской.

Точно оценить сегодня данные по уехавшим из Молдовы гражданам сложно. Данные Пограничной полиции по пересечению границы вряд ли смогут предоставить объективную картину, поскольку визиты молдавских гастарбайтеров на родину происходят порой очень часто, но при этом живут и платят налоги они всё-таки за рубежом. Большинство из них уже давно легализовались в странах проживания, получили там документы на ПМЖ и даже еще одно гражданство.

Национальное бюро статистики (НБС) дает данные только о гражданах, которые официально заявили об эмиграции из Молдовы на ПМЖ в другие страны. Согласно данным с сайта НБС, с 2001 по 2019 год из РМ эмигрировали всего 91,3 тыс. человек. Но в эту статистику попали только те, кто официально уведомил государство об эмиграции.

С 2014 по 2018 год (НБС опубликовало информацию только за этот период), из Молдовы эмигрировали 720,6 тыс. человек, а вернулись в страну 537,6 тыс. Таким образом, разница за эти пять лет составляет 183 тыс. человек, оставшихся за рубежом.

Гораздо интереснее данные, которые предоставляет министерство иностранных дел и европейской интеграции (МИДЕИ), которое рассчитывает количество избирательных участков, которые надо открыть за рубежом для голосования на выборах. Так вот, по оценкам МИДЕИ, за рубежом находится 1,11-1,25 млн граждан. Эти цифры выведены на основании официальных данных принимающей страны о численности молдавской диаспоры и неофициальных приблизительных оценок самого ведомства. При этом официальные данные есть только по тем 32 странам, в которых работают молдавские дипломатические миссии.

Надо сказать, что и эти данные МИДЕИ явно занижены в первую очередь в связи с тем, что не все молдавские граждане в той же Европе официально зарегистрированы. Еще одним фактором, который влияет на оценку, является то, что данные, например, по России систематически занижаются сотрудниками МИДЕИ для того, чтобы оправдать малое количество участков для голосования, открываемых в РФ.

Чем же объясняется подобная депопуляция? Причины массового отъезда граждан из страны являются не только экономическими. В значительной степени они обусловлены тем, что люди не видят в Молдове для себя перспектив к улучшению жизни и тем более не верят в то, что для их детей что-то изменится. Молдавские политики за 30 лет управления страной сделали всё возможное для того, чтобы единственным ощущением их сограждан стало глубокое разочарование.

Тяжелое экономическое положение, ставшее постоянным, в сочетании с запредельным уровнем коррупции и кумовства создали ситуацию, в которой многие стали задумываться о том, чтобы найти для проживания лучшее место, а наиболее решительные просто «проголосовали ногами», покинув страну.

При этом, нельзя не отметить, что депопуляция в Молдове стала стремительно нарастать после 2009 года, начиная с которого страной «рулили» различные прозападные партии и их коалиции. Создается даже впечатление, что все эти годы власти выполняли некий заказ по созданию в стране невыносимых условий для проживания и «выдавливания» из нее населения.

Отсутствие перспектив для новых поколений наглядно демонстрирует и политика проевропейских властей в области образования. Особенно в этом отличилась нынешний президент Майя Санду в тот период, когда она занимала пост министра образования. Именно тогда были «оптимизированы», а на самом деле просто закрыты десятки школ, в основном в сельских районах. В результате часто дети вынуждены добираться на учебу в соседние села и преодолевать порой десятки километров.

Сегодня демографическую ситуацию в Молдове может исправить только ответственная и вдумчивая политика власти, направленная не только на создание условий для повышения рождаемости в стране, но и на возвращение домой тех гастарбайтеров, которые еще не полностью оторвались от своих корней. Очевидно одно: никакие проевропейские силы в Молдове в этом не заинтересованы, и дальнейшее их пребывание во власти только столкнет страну в демографическую пропасть.