30 января президент Молдовы Майя Санду и председатель КНР Си Цзиньпин обменялись любезностями по случаю 30-летия установления молдавско-китайских дипломатических отношений. Своём послании китайский лидер отметил, что Кишинев является традиционным партнёром Пекина и добавил, что за годы сотрудничества отношения двух стран приобрели здоровой и устойчивый характер.
Си заявил, что он придает большое значение развитию отношений с Молдовой и готов работать с президентом республики Майе Санду, чтобы использовать юбилей отношений для дальнейшего развития двусторонних связей и сотрудничества в различных областях на благо обеих сторон.
Однако так ли хороши молдавско-китайские отношения в действительности? С нашей точки зрения, перспективы сотрудничества между командной «хороших людей» и Поднебесной не самые радужные и перспективные. Несмотря на то, что Пекин заинтересован расширять своё присутствие на территории стран Восточной Европы в рамках реализации проекта нового «Шелкового пути», действия нынешней молдавской власти могут запросто спровоцировать кризис в двусторонних отношениях с Китаем.
Так, например, нам известно, что Китай поддерживает процесс урегулирования приднестровского конфликта и выступает за реализацию совместных молдавско-китайских инфраструктурных и бизнес-проектов. Кроме того, между Пекином и Кишиневом были заключены договоренности о сотрудничестве с целью привлечения в республику китайских инвестиций и внедрения экономики Поднебесной в экономическую модель Молдовы.
Всё это действительно выступает фундаментом для наращивания двустороннего взаимодействие и может послужить драйверов развития молдавско-китайских отношений, но есть один важный нюанс — все эти договоренности были принятые во время правления предыдущих президентов Молдовы, которые хоть и не всегда поступали в рамках национальных интересов республики, но хотя бы старались лавировать между великими державами и сохранять нейтралитет. Сейчас же, при правлении Майм Санду, государство полностью развернулось в сторону объединенного Запада и подчиняется интересам евро-атлантического сообщества.
Не секрет, что Вашингтон выступает главным геополитическим противником Китая. А это значит, что широкие инвестиции Пекина в Молдову или развитие хоть каки-то серьезных совместных молдавско-китайских проектов невозможно. Даже если этого захочет молдавская власть, то Вашингтон сделает всё, чтобы подобного не случилось. Особенно это касается инфраструктуры и реализации проекта «Шелкового пути», который является для США одной из стратегических угроз безопасности.
Таким образом, несмотря на лестные высказывания президента Молдовы Майи Санду в адрес Китая и её руководства, сложно себе представить, что в нынешнем состоянии молдавской власти, которая полностью подчинена интересам евро-атлантического сообщества, может развиваться какое-то тесное молдавско-китайское сотрудничество.