Майдан в Казахстане: попытка использовать социальное недовольство для атаки на систему власти

Третий день в Казахстане продолжаются акции протеста. Какой-то подробной информации о происходящем пока что нет, но некоторые детали событий позволяют провести аналогии с другими массовыми акциями протеста на постсоветском пространстве.

Итак, волнения начались по причине резкого повышения цен на газ, на котором ездят автомобили. Топливо стало стоить 120 тенге за литр, что вызвало недовольство отдельных представителей Мангистауской области. Протестующие потребовали снизить цену до 50 тенге за литр, а когда власти пошли на уступки, протестующие потребовали снижение цены до 38 тенге.

Другими словами, была применена классическая для такого рода акций протеста схема: в случае выполнения первоначальных требований протестующих, которые часто бывают незначительными, выдвигаются новые требования, которые уже являются для власти невыполнимыми. В итоге градус противостояния повышается, протестующие чувствуют за собой победу в предыдущем акте схватки с властью, а значит готовы идти в своём наступлении на следующие шаги.

 

Следующим шагом стало, тоже по классике, выдвижение политических требований и переход протеста из стадии экономической забастовки в чисто политическое мероприятие. Например, протестующие обратились к экс-президенту Назарбаеву с требованием «уйти из политики», а затем расширили своё требование и заявили о необходимости отставки всего действующего правительства.

Важно отметить, что само по себе появление политических лозунгов является ярким маркером майданных технологий, подтверждение чему появилось позже. Например, в протестных чатах появились всем известные методички, где рассказывают, как действовать протестующим. Не мудрствуя, их взяли прямо с украинских и белорусских протестов, даже не стали переводить на казахский язык.

Также важно отметить, что данные протесты получают всестороннюю поддержку со стороны американских СМИ, которые до этого активно работали на других массовых акциях протеста на территории постсоветского пространства. Даже польско-белорусская «Нехта» включалась в работу по дестабилизации Казахстана.

К сожалению, видны признаки тех же технологий, что применялись в Беларуси в 2020-м году. То есть попытка использовать социальное недовольство для атаки на всю систему власти. Можно надеяться, что руководству Казахстана хватит мудрости и силы воли, что удержать ситуацию под контролем. Если давать возможность происходить беспорядкам, то страну ждут хаос и война.