Уже ни для кого не секрет, что прозападные парламент и правительство вступили в открытое противостояние против Генпрокуратуры под началом Александра Стояногло. Первые понимают, что в новой молдавской реальности неподконтрольные фигуры остаться не могут, а второй напрочь отказывается отдавать своё ведомство под внешнее управление.
В попытках снять Генпрокурора с должности прозападные политики даже проголосовали за поправки к закону «о прокуратуре», которая внедряет механизм оценки деятельности Генерального прокурора и устанавливает рамки его дисциплинарной ответственности. Предполагается, что принимать решение по поводу Стояногло будет спецкомиссия — Высший совет прокуроров.
Однако команда Майи Санду нигде не упоминает, что комиссия фактически действует в обход основного закона, что может стать причиной нового внутриполитического конституционного кризиса. Генпрокуратура уже давала отрицательное заключение этому проекту, а теперь стремится получить соответствующие подтверждение со стороны Конституционного суда.
При этом вердикт Конституционного суда неизвестен, а в случае признания принятых поправок антиконституционными, политики из партии «Действие и солидарность» вряд ли отступят от запланированного. Подобную «конституционную войну» мы уже видели перед проведением досрочных парламентских выборов, когда Майя Санду столкнулась с Игорем Додоном.
Тут стоит напомнить, что Александр Стояногло стал генпрокурором на законных основаниях, через конкурс. В комиссии, которая принимала решение об его назначении, были и члены ПАС, и международные наблюдатели. На тот момент фигура Стояногло представляла собой одного из наиболее профессионально подготовленных специалистов, о чем говорили его коллеги.
В предыдущий такое противостояние завершилось глубоким политическим кризисом и нет никаких гарантий, что не завершиться им в этот раз. Александр Стояногло явно не собирается сдаваться без боя и прекрасно понимает, что на сегодняшний день генпрокуратура является последним оплотом, удерживающим Молдову от падения в зависимый от западного диктата тоталитаризм.