Досрочные парламентские выборы в Молдове завершились окончательно победой прозападной политической партии «Действие и солидарность». Теперь в республике есть функционирующий парламент и правительство. Майя Санду, Игорь Гросу и Наталья Гаврилица единолично возглавили новую власть и теперь вся ответственность за будущее страны лежит на плечах этих людей.
В связи с этим в сети стали появляться новостные заголовки на тему того, что Майя Санду сосредоточила в своих руках абсолютную власть, в республике зарождается новый диктаторский режим и всё в таком духе. Мы тоже говорили об этом и неоднократно приводили в пример ситуацию на Украине, но в данном случае есть и обратная сторона медали, которую журналисты упускают из вида, когда говорят о власти.
Не будет ложью сказать, что власть в Молдове действительно сосредоточена в руках одного человека и прозападное большинство может принимать практические любые политические решения, которые посчитает нужным. Однако при этом всём важно понимать, что прозападный курс страны не является однозначно легитимным и одобряемым со стороны абсолютного большинства населения Молдовы.
Объяснить эту мысль помогут простые цифры: в парламентских выборах приняли участие всего 48,4% избирателей. Эти показатели дают право говорить, что нынешняя власть не представляет собой весь молдавский народ, так как в выборах приняли участие меньше половины граждан. Из этих 48,4% партия «Действие и солидарность» набрала 52,8%, что составляет 25,56% от общего числа избирателей.
Кроме того, почти третью часть из этих голосов составили голоса представителей молдавской диаспоры, которые не проживают на территории страны и практически не принимают участия в её политической жизни. Из это следует вывод, что нынешнее прозападное большинство не имеет того всенародного мандата и поддержки, о которых так много говорят в наших средствах массовой информации.
Выборы состоялись и парламент сформирован, но говорить за весь молдавский народ пока еще рано, потому что примерно 3/4 населения либо не поддерживает нынешнюю власть, либо вообще не принимает участия в политической жизни страны. В этом смысле политикам из правого фланга нужно думать о том, что кроме ядерного электората, которые готов принять всё, есть еще и другие граждане.