Внешняя политика Молдовы — это, возможно, единственное, что претерпит изменения при власти Майи Санду

В результате досрочных парламентских выборах все ветви власти в Молдове оказались под контролем одной политической партии. Другими словами, власть сосредоточена в руках Майи Санду, которая является прозападным политиком и действует в интересах так называемого коллективного Запада.

Сегодня президент на каждом углу заявляет о предстоящей реформации всей политической системы и повальной борьбе с коррупцией. Пока эти планы звучат исключительно популистски, потому что объективно для качественного управления страной нужны финансы и кадровый резерв, чего у команды Майи Санду всё еще нет.

С другой стороны, есть одно направление государственной деятельности, в котором изменения произойдут гарантированно. Речь идет о внешней политике, которая теперь будет определяться не только в Кишинёве, но и в Брюсселе с Вашингтоном. Запад оплачивает президентство Майи Санду, а значит и задает вектор её движения.

 

На проведенной главой государства 16 июля встрече с дипломатическим корпусом президент огласила основные приоритеты внешней политики, которые собирается проводить при поддержке нового парламентского большинства. Ни в одном из приведенных тезисов почти ничего не было сказано о Молдове во внешней политике.

Можно, конечно, отыскать несколько слов о желании выстраивать добрососедские отношения с Румынией и Украиной, но в этом нет ничего особенного. Эти страны являются нашими соседями, а любое государство должно стараться выстраивать хорошие отношения со своими, пусть даже русофобскими и антироссийскими, соседями.

Это говорит о том, что вопросы геополитического вектора Молдовы и в целом международные отношения, остаются за рамками парламентской или президентской деятельности. Однако понятно, что подобных вопросах вакуума быть не может, что приводит к выводу — вопросами внешней политики будут рассматриваться отдельно.

Тем не менее, несмотря на отсутствие формально задекларированных приоритетов, предпочтения Майи Санду можно понять по косвенным признакам. Президент неоднократно озвучивала тезисы, которые говорят, что суверенитет страны не является для неё главным приоритетом, а внешняя политика республики ориентируется на Запад.

Вот только некоторые высказывания Санду:

  • «Крым — это часть Украины!»
  • «К слову, возможно, и Украине пригодится наш опыт в Приднестровье. Например, то, что Молдова выбрала мягкий подход»
  • «Уверена, что мы найдем формат решения конфликта. И он должен включать полный вывод российских войск с территории Молдовы. Мы об этом всегда говорили, и мы будем об этом говорить и дальше».

Кроме того, глава государства лично призналась, что в случае проведения референдума о присоединении Молдовы к Румынии она однозначно поддержит решение за объединение. Она же называла «исторической личностью, о которой можно сказать хорошее», известного во всем мире военного преступника Иона Антонеску.

Нельзя обойти стороной и тот факт, что Майя Санду приняла участие в подписании так называемого «Ассоциативного трио». Это открыто русофобская организация, которая построена на развалинах проекта «Восточного партнерства» и создана лишь для того, что собрать очередной антироссийский кулак в регионе Причерноморья.

Таким образом, с её бэкграундом, никакие формальные внешнеполитические приоритеты и не нужны. Майя Санду человек западного мира, причем сильно прорумынски ориентированный. Единственно возможным вектором развития для неё является движение на Запада и сближение с Румынией, в которой она видит путь Молдовы в Европу.