Реформа юстиции в Молдове может перерасти в борьбу с политическими и идейными оппонентами

Недавно президент Молдовы Майя Санду обозначила, что она рассчитывает увидеть от нового парламентского большинства инициативу по изменению законодательства в работе прокуратуры. Если же перевести заявление главы государства на простой язык, то президент распорядилась начать подготовку к уже давно намеченной прозападными политиками реформе юстиции.

Майя Григорьевна считает, что на первом этапе депутаты должны обязать генпрокурора отчитываться о ходе следственных действий по наиболее громким делам. Однако есть основания полагать, что в ходе реформы юстиции уже осенью произойдёт упразднение Прокуратуры антикоррупции, Национального центра антикоррупции (CNA) и, конечно же, обещанное создание Антикоррупционного трибунала.

Эти решения представляют собой копирование румынского опыта, который должен привести к созданию нового института власти — дубинки в руках Майи Санду. В целом, всё это было предсказуемо заранее, потому что такие действия укладываются в общий контекст перехода власти в руки одной политической силы. А как известно, живет эта сила с идеей о том, чтобы навести в стране собственные порядки.

 

Кроме того, в этом контексте под вопросом остается судьба действующего генпрокурора Александра Стоялого, по поводу «неминуемого» ухода которого уже начали запускать фейки в прозападных Telegram-каналах. На этот счет высказалась и госпожа Санду, заявившая примерно следующее: «достижений в расследованиях не наблюдают, подозрения по ряду ситуаций с уголовным процессом имею».

Всё это было заранее понятно, но только нужно отдавать себе отчет в том, что перестановки и назначения вовсе не означают борьбу с коррупцией. Коррупция всегда там, где возможности по распределению средств, там где есть неконтролируемая власть… Следовательно, сегодня наибольший коррупционный потенциал имеют именно победители досрочных парламентских выборов в лице депутатов от PAS.

В этом смысле, если в Генпрокуратуру и другие контрольные органы придут лоялисты или прямые ставленники прозападных политиков, то любая борьба с коррупцией автоматически превратится в профанацию. Кроме того, она неминуемо перерастет в борьбу с политическими и идейными оппонентами, что в свою очередь вызовет массовое разочарование избирателей Майи Санду.