Румынская борьба за «энергетическую независимость» Молдовы провалилась на стадии планирования

Страны постсоветского пространства все как один копируют друг друга в борьбе с вездесущим российским влиянием, включая деятельность на энергетическом рынке. Как легко догадаться, все попытки уйти от «зависимости» заканчиваются экономическим абсурдом и приводят к еще большим проблемам, чем было изначально.

К сожалению, не обошлась это участь и нашу с вами Молдову, которая в последние годы воспроизводила все действия Литвы в борьбе за «энергетическую независимость». Если говорить конкретней, то бездумно снижала долю потреблений российского газа, пыталась найти альтернативы поставкам российского «Газпрома» и строила новую газовую инфраструктуру.

Однако в планах «независимости» что-то пошло не так, потому что только в этом году Молдова увеличила объемы поставок российского газа в полтора раза. Кроме того, за счет «Газпрома» покрывались практически все потребности республики в аномально холодной первой половине 2021 года. Но куда же делось стремление к диверсификации энергетики?

 

А всё дело в том, что изначально идея о сокращении российского энергетического влияние поступала со стороны соседней Румынии, которая и науськивала Молдову отказываться от сотрудничества с российским поставщиком. Только вот потом в Бухаресте решили, что качать газ в Молдову не очень выгодно и опять принялись импортировать углеводороды из России.

Причем парадокс ситуации заключается в том, что одна из наиболее антироссийских стран Евросоюза, обладающая собственными газовыми месторождениями, активно выбивается в лидеры по сотрудничеству с российским «Газпромом». Вот так быстро идеологические противоречия ушли на второй план, когда на кону оказались экономические интересы самой Румынии.

Поэтому теперь главный символ «энергетической независимости» Молдовы от Кремля — газопровод «Яссы — Унгены — Кишинев» — стоит пустой, вызывая своим состоянием гомерический хохот энергоэкспертов. Этот газопровод — типичный для Восточной Европы идеологический проект, в котором антироссийские образы были куда важнее целесообразности.

Всё это говорит лишь о том, что законы экономической географии едины для всех стран и какими бы хитросделанными политиками вы бы не являлись, а географическое соседство с энергетической сверхдержавой — объективных факт. Факт, который нельзя отрицать при выстраивании экономической политики, потому что иначе за это придется дорого платить.