Электоральные процессы, в виде открытых, честных и свободных выборов, некогда служившие основой демократических обществ, на современном этапе все чаще становятся средством внешнего влияния на формирование в различных странах режимов, подконтрольных западным правительствам.
Особенно часто подобное использование электоральных процессов встречается на территории новообразованных государств, возникших после распада СССР, а также в странах Восточной Европы. Республика Молдова не является исключением в этой ситуации, и прошедшие 11 июля досрочные парламентские выборы стали еще одним подтверждением этого правила.
Что касается самой избирательной кампании, то нынешняя предвыборная гонка была связана с многочисленными нарушениями избирательного законодательства, многие из которых являются весомыми поводами для того, чтобы Конституционный суд не утвердил результаты выборов. В первую очередь нарушения связаны с открытием избирательных участков за пределами Молдовы.
В связи с тем, что проевропейские партии добивались открытия как можно большего числа избирательных участков в Западной Европе и неоднократно обжаловали действия ЦИК в суде, открытие участков состоялось за две недели до выборов при законодательной норме не менее чем 35 дней, но и это оказалось только началом в большей череде манипуляций с избирательным законодательством.
Также по решению Апелляционного суда без всяких оснований за три дня до выборов было сокращено число участков для голосования граждан Молдовы, проживающих в Приднестровском регионе. Это решение было принято по жалобе одного из депутатов Платформы DA, однако в последний день накануне выборов Высшая судебная палата по апелляции ЦИК отменила решение Апелляционного суда.
Еще одна особенность прошедшей избирательной кампании, которую необходимо отметить, – это беспрецедентный уровень вмешательства, который проявил посол США в Кишиневе Дерек Хоган. Начиная с того, что он присутствовал в здании администрации президента в то время, когда М. Санду проводила консультации с парламентскими фракциями по вопросу назначения кандидата в премьеры.
Отметился американский посол и регулярными встречами с Центральной избирательной комиссией, лидерами правых политических партий, генеральным прокурором и даже руководством Службы информации и безопасности Молдовы. Во всех случаях посол США неизменно проводил линию на необходимость победы пропрезидентской партии «для развития демократии в Молдове».
Кроме этого, содействие победе PAS на парламентских выборах оказывал и целый ряд европейских структур, финансируя многочисленные НПО, которые становились посредниками для финансирования PAS и вели предвыборную агитацию за пропрезидентскую партию. Общая сумма средств, выделенных западными структурами для избирательной компании PAS, оценивается в 56 млн евро.
И, наконец, одним из основных факторов, обеспечивших итог прошедших в воскресенье выборов, стало голосование молдавской диаспоры в Европе, в котором приняли участие около 200 тыс. человек. Это голосование сопровождалось многочисленными нарушениями: организованным подвозом избирателей, что запрещено Избирательным кодексом, и голосованием по просроченным документам.
Нельзя отрицать, что все эти факторы и обусловили те результаты выборов, о которых сказано выше. С получением партией PAS парламентского большинства, на наш взгляд, можно считать состоявшимся ползучий прозападный переворот. Прогнозы на дальнейшее развитие ситуации в Молдове выглядят крайне пессимистичными на ближайшие год-два, хотя прозападные политики и обещают прорыв.