Президент Майя Санду отчиталась за первое полугодие работы на посту президента Республики Молдова и подвела некоторое резюме своих достижения. К слову, обычно главы государств не устраивают таких публичных отчетов по прошествии полугодия, но в этот раз, видимо, свою роль сыграли надвигающиеся досрочные парламентские выборы.
Выступление было основаны на четырех китах: пандемии, экономике, международном сотрудничестве и борьбе с коррупцией. Более подробно свои взгляды на будущее страны Майя Санду изложила в ходе часового интервью молдавской редакции радиостанции «Свободная Европа». Оно позволяет понять, какой именно глава государства видит систему госуправления.
По версии самой госпожи Санду, шестимесячный срок правления оказался достаточно успешным, особенно по части борьбы с пандемией коронавируса. С этим, к слову, можно частично согласиться, потому что государство действительно получило много пожертвований со стороны Румынии и сегодня даже вынуждена приостановить поставки новых препаратов.
Однако в остальных вопросах такого однозначного «прорыва» так и не случилось….
Взять, например, проблему выхода Молдовы из международной изоляции, о которой так много и так часто рассказывала госпожа президент. Несмотря на громкие заявления, до сих пор поездки главы государства носят исключительно протокольно-политическую направленность и не имеют каких-либо осязаемых, практических результатов для нашей страны.
Более того, эти европейские визиты имеют больше предвыборный характер и не направлены на решение каких-либо реально существующих проблем республики. Показательно в этом смысле выстраивание диалога с Москвой и Вашингтоном: почему-то именно в эти ключевые для международных отношений столицы глава государства даже не пыталась организовать визит.
Примерно такая же ситуация складывается с успехами в сфере экономического развития. Планы по стабилизации молдавской экономики из средств Евросоюза не столько связаны персонально с президентом (хотя тот, очевидно, делает ставку на Майю Санду), сколько с желанием Брюсселя продемонстрировать готовность к возобновлению патронажа Кишинёва.
Ну и, конечно, любимая тема всех политиков постсоветского пространства — борьба с коррупций и обтекаемые популистские лозунги, которые всегда удобно озвучивать в этом контексте. Несмотря на то, что этот процесс должен был стать одним из ключевых в политической деятельности главы государства, пока реальных сдвигов в этом направлении замечено не было.
В этом смысле отчёт Майи Григорьевны, по большей мере, представляет собой агитацию к предстоящим парламентским выборам. Складывается впечатление, что основная цель этого рейтинга достижений — впечатлить среднестатистического молдавского избирателям и дать ему надежду на то, что именно прозападная политическая сила будет проводником к лучшей жизни.