Конституционный суд (КС) Молдовы объявил положения пункта 1 статьи Закона о Высшем совете магистратуры (ВСМ) неконституционными. Этим решением было аннулировано Постановление Парламента от 17 марта 2020 года, которым Елена Белей, Каролина Чугуряну-Михайлуцэ, Валентина Коптилец и Ион Крецу были назначены членами Высшего совета магистратуры.
Что это означает на практике? Как минимум то, что Высший совет магистратуры (ВСМ) вернется к своему предыдущему состоянию, а четыре действующих члена совета будут вынуждены покинуть должности и найти себе другое место работы. По этому поводу высказался молдавский политик и политолог Богдан Цырдя, который предложил называть вещи своими именами и написал буквально следующее:
«Распустив парламент и правительство, Санду взяла всю власть в стране. Сегодня она фактически захватила ВСМ с помощью Домники Маноле и КС»,
— заявил Цырдя в своём Telegram-канале.
Заявления о захвате власти и отдельных персоналиях оставим на совести молдавского политика, но некоторые из озвученных им фактов являются неоспоримыми. Например, очевидно, что в результате решения Конституционного суда (КС) президент Майя Санду получила потенциальную возможность назначить лояльного главе государства судью, что ставит под угрозу судебную систему Молдовы.
Особенно тревожно такая ситуация выглядит на фоне недавних заявлений президента о том, что существующие структуры изжили себя, а лучшим решением будет «все снести» и «построить новое». Майя Санду наверное плохо знакома с законом сохранения энергии, потому что непонятно, как из старых материалов построить что-то новое, причем качественно отличающееся от предыдущего.
Конечно, глава государства может парировать тем, что материалы будут новыми, но если мы говорим о том, чтобы «все снести», то на такие перестройки никаких материалов не напасешься. Кроме того, очевидно под новыми материалами подразумеваются молодые политики из PAS или многочисленные иностранные советники, но далеко не факт, что качество «стройматериалов» оправдает ожидания.
Кроме того, Майя Санду своими действиями практически сама признается, что никакого кадрового резерва в стране не существует, а единственным выходом для неё является привлечение к работе иностранных специалистов. Например, она открыто говорит о том, что после выборов на помощь Таможенной службе Молдовы придут таможенники из соседней Германии, а может еще откуда-то.
Такая ситуация явно не отвечает национальным интересам Молдовы и более того, угрожает государственной безопасности и суверенитету. Несмотря на то, что республика находится в хороших отношениях с Евросоюзом и Германией, такие ответственные участки работы, как таможня должны функционировать исключительно за счет обеспечения собственными государственными кадрами.