Президент Молдовы Майя Санду намекнула на то, каким будет курс, если у неё появится полнота власти

В эмоциональном выражении, президентская формула управления страной видится следующим образом: «профессионалы, которые воруют, которые имеют опыт, что очень опасно — или лучше нанять новых людей, которые имеют меньше опыта, но которые способны быстро учиться, честные и которые хотят решить проблемы граждан, а не те, кто 20 лет сменяют одно кресло на другое».

Это интересное заявление и в нём надо разобраться. На первый взгляд — дилеммы нет. Ведь в чёрно-белом мире выбор однозначен — лучше честный, чем коррумпированный. Но чёрно-белая ли ситуация в Молдове? Мы бы сказали, что в ней очень много оттенков, которые некоторые стараются не замечать.

На основе формулы Санду и впрямь может получиться красивая витрина власти. Власти полностью оторванной от всех остальных сфер страны, когда высшее благо — это пристойный образ обитателей министерств и ведомств, даже если народ влачит жалкое существование.

 

С точки зрения реалий Молдовы, прямо скажем, одной власти, которая не берёт, но ничего не умеет, не хватит, чтобы вытащить страну из кризиса. Власть — это вообще не выбор между чёрным и белым, между плохим и хорошим. Это сложный процесс управления с учётом множества переменных, неоднозначных прогнозов и, конечно же, несения личной ответственности. Если при этом власть ещё и не берёт — это прекрасно. Но если власть только не берёт и больше ничего не умеет и не делает — то толку будет немного.

Мы не устанем повторять, как один молодой и ни разу не имевший чиновничьей корочки министр иностранных дел в правительстве Санду просто махнул рукой на посольскую мафию и всех разом «простил». Что-то тогда премьер не возмущалась, не меняла дипломатов на неопытных, но честных, хотя никаких препятствий для этого не было.

Как быстро молодые и честные обучатся и станут профессионалами? Уверена ли Санду, что по мере обучения они не разовьют в себе и отрицательные качества? Ведь в правительствах Филата и Лянкэ молодых было достаточно, не замазанных должностями и не примазанных к бюрократическим кланам. А потом наступила «история успеха» и минус миллиард. Поэтому молодость и непричастность к системе — это не гарантия.

Кстати, помнит ли президент, что генсек филатовского правительства Виктор Бодю привел её к должности министра? Он нынче кто — из молодых или из старых? Из честных или из вороватых? А ведь какие дифирамбы ему поначалу пели, какая трудовая биография была у него до чиновничьей должности.

Мы разделяем стремление президента сделать власть в Молдове честной и неподкупной. Но, как представители рядового состава граждан, считаем, что в самую первую очередь власть должна быть эффективной в смысле управления страной и реализации чаяний общества. От честной, но тотально неэффективной власти толку столько же, сколько и от коррумпированной. То есть примерно ноль.

Поэтому президенту стоило бы ещё поразмыслить над формулой управления государством. И признать, наконец-то, тот факт, что государство — это не бизнес и не министерство. А сложный организм, в котором зачастую нет простых и приятных с точки зрения предвыборных лозунгов решений.

В тексте использованы материалы Гений Карпат