Судебная власть угрожает национальной безопасности государства. Об этом заявила глава государства Майя Санду во время своего неожиданного визита в Высший совет магистратуры (ВСМ). Глава государства указала, что некоторые судьи принимают незаконные решения, ссылаясь на приговоры Республики Молдова в ЕСПЧ.
«Для меня не новость, что некоторые судьи принимают незаконные решения, выполняя определенные приказы или пытаясь незаконно заработать деньги. Эти незаконные решения наносят ущерб людям и наносят ущерб государству»,
– отметила глава государства Майя Санду.
В ответ члены ВСМ в один голос заявили, что в судебной системе также есть много честных и порядочных судей, которые принимают правильные и законные решения. Более того, президент ВСМ Луиза Гафтон высказала мнение, что ВСМ не может выявлять коррумпированных судей, и об этом должны позаботиться соответствующие государственные структуры.
«Если решение было вынесено под давлением, по причине взяточничества или других обстоятельств, это нарушение должно быть расследовано прокуратурой. У ВСМ нет никаких способов установить, брал ли прокурор взятки или нет, находился под влиянием или нет»,
– ответила президент ВСМ Луиза Гафтон.
Напомним, в период с 2001 по 2020 годы Европейский суд по правам человека вынес 473 постановления против Республики Молдова, из которых 413 были признаны нарушающими Конвенцию о правах человека. Пожалуй, эти цифры действительно являются хорошим показателем, отражающим необходимость реформировать систему.
Однако место того, чтобы предлагать собственные варианты решения проблемы, новоизбранный президент Молдовы Майя Санду просто поприсутствовала на заседании Высшего совета магистратуры (ВСМ) и поспрашивала магистров о том – как реформировать, улучшить и сделать прозрачной, независимой и эффективной работу суда.
Согласитесь, что это крайне неоднозначный подход со стороны политика, который во время проведения собственной предвыборной кампании уверенно говорил, что знает, как реформировать молдавские суды и вообще решить все насущные проблемы. Теперь, оказывается, не знает (или знает, но не очень) и спрашивает у судов – что с ними делать?
«Внешнее оценивание и уход из системы тех, кто допустил беззакония»,
– предложила свой вариант Санду.
А ей в ответ говорят, что коррупцией занимается прокуратура, продвижением судей ВСМ. На выходе мы имеем юридическую коллизию – судьи неприкосновенны и по-цеховому защищают коллег от Александра Стояногло. Кадров мало, поэтому продвигают на должности судей тех, которые есть, а не тех, которые отличаются высокими моральными качествами.
И что президент хочет ещё? Дайте полномочия прокуратуре, обрежьте полномочия ВСМ – и всё будет. А сидеть с умным видом и говорить банальности – это, знаете ли, похоже на вовлечение в избирательную кампанию. Впрочем, это именно оно и есть. С умным видом на заседание ВСМ Санду уже приходила, когда была премьером. Очевидно, что так это не работает.