Сегодня Молдове нужна эффективная внешняя политика, ориентированная на результат. Она должна быть предсказуемой, руководствоваться конкретными приоритетами. Также важно, чтобы внешнеполитические устремления были синхронизированы с обеспечением безопасности.
Эти и другие тезисы были озвучены на дебатах, организованных Институтом европейской политики и реформ (IPRE). На мероприятии были представлены основные ограничения, цели и возможности внешней политики нашей страны, как они представляются европейским представителям экспертного сообщества.
“Содействиепозитивнойвнешнейполитике,особеннопередлицомглобальныхирегиональных вызовов,имеетважноезначение.Молдовадолжнаспособствоватьсозданиюнеконфликтнойсреды в своихотношениях с региональными и глобальными игроками”,
— сказал исполнительный директор IPRE Юлиан Гроза.
По словам директорпрограммыEnlargedEurope Нику Попеску, первым шагом в модернизации должна стать борьба с коррупцией. Он заявил, что сегодня Молдова занимает 115 место в рейтинге коррупции, а если стране удастся провести реформы, то через несколько лет страна переместится на 70-е место.
Всё это правильные слова и борьба с коррупцией действительно является приоритетной задачей для любого развитого государства, но важно понимать, что одними лишь реформами ситуацию не исправить. Да, реформы важны, но еще более важно, чтобы в стране была национально ориентированная элита.
Пока на территории страны продолжается борьба за власть, а политики действуют в интересах иностранных государств, никакие реформы не победят коррупцию. О каких преобразованиях может идти речь, когда посол США свободно расхаживает по министерствам, а президент имеет двойное гражданство.
Для того, чтобы действительно занять государственным строительством, национальные элиты должны быть заинтересованы в развитии собственного государства. Но очень часто мы видим, что представители высшей власти всего лишь занимаются реализацией геополитических проектов внешних игроков.
Поэтому, если бы “реформаторы” действительно стремились к каким-либо улучшениям, то чиновники и политики давно сидели бы за столом переговоров и обсуждали план выхода из кризиса. Однако на практике мы видим, что это мало кого интересует, все предпочитают вести огонь на поражение.