Президент Молдовы и лидер политической партии “Действие и солидарность” (ПДС) Майя Санду высказалась за развитие торговых отношений с Россией, аргументируя это тем, что российский рынок является привлекательным для молдавских предпринимателей. Вместе с этим политик отметила, что республика всё еще заинтересована во вступлении в Евросоюз и НАТО при объединении в одно государство с Румынией.
Если следовать логике Санду, то президент выдвигает новый внешнеполитический курс: Молдова движется на Запад, но отказывается от антироссийского курса, поддерживая дружеские отношения с Москвой. К слову, российская сторона может быть заинтересована в такой политике, но только с одним условием – прозападный политик должна искренне отказаться от попыток играть в “сдерживание России”, навязываемое ей со стороны коллективного Запада.
Но тут возникает непреодолимая коллизия, потому что вступление Молдовы в Евросоюз и НАТО предполагает беспрекословное выполнение требований коллективного Запада, а в его повестку дня тёплые и дружеские отношения с Россией не входят. Получается безвыходная ситуация, когда для сотрудничества с Москвой необходимо отказаться от поведения лимитрофа на периметре российской границы, а для движения в европейском векторе, наоборот.
Кроме того, если Молдова продолжит свой путь по объединению в одно государство с Румынией, о чем открыто заявляет глава государства Майя Санду, то на повестке дня неизбежно окажется вопрос статуса русского языка, как языка межнационального общения, а также проблема приднестровского урегулирования. Грубо говоря, намерения Кишинёва должны быть подкреплены делом, тогда для Москвы не будет никаких проблем в выстраивании сотрудничества.
По большому счету для Москвы не так важно, куда идет Молдова, если она не осуществляет антироссийскую политику и не притесняет права русскоязычного населения. В этом смысле развивать взаимовыгодные отношения с Кишиневом можно и при курсе на сближение с коллективным Западом, но только в том случае, если поведение молдавских властей не является источником конфликтов и не создает угроз и вызовов для национальной безопасности России.
Однако Европа с глубоким недоумением реагирует на саму мысль о том, что у России и стран “Восточного партнерства” могут быть свои интересы, и эти интересы надо учитывать при переговорах об ассоциации с Евросоюзом бывших советских республик. Ценой интеграции на Западе является последовательный разрыв интеграционных связей на Востоке. И не только интеграционных связей, но и нормальных, сформированных столетиями отношений с Россией.
Таким образом, даже если президент Санду действительно попробует наладить нормальные отношения с Россией, то страны коллективного Запада сразу же поставят крест на интеграционных амбициях Молдовы, движение на вступление в Евросоюз является одним из предвыборных обещаний главы государства. Поэтому, если быть реалистами, то очевидно, что Молдова не может наладить нормальные отношения с Россией, пока находится под покровительством Запада.