Недавно мы писали о том, что на сегодняшний день можно предположить всего лишь три варианта развития политического кризиса в Молдове. Напомним, речь шла о введении чрезвычайного положения со стороны парламента, затягивании решения до 23 марта и обращении Майи Санду в Конституционный суд, а также о массовых акциях протеста.
Так, спустя несколько дней стороны косвенно продемонстрировали, какие варианты они считают для себя наиболее приемлемыми. Например, экс-президент Молдовы Игорь Додон заявил, что для преодоления политического кризиса парламент может ввести чрезвычайное положение, а лидер прозападной оппозиции Майя Санду «случайно» засветилась на канале CNN.
Если в случае с неформальным лидером социалистов всё относительно понятно, он пытается заблокировать попытку узурпации власти со стороны главы политической партии «Действие и солидарность» (ПДС) и сохранить при этом возможность противодействия пандемии коронавируса, то вот с госпожой Санду могут возникнуть определенные трудности.
Дело в том, что за ней остаются два варианта: пассивное выжидание до 23 марта и попытка организации массовых акций протеста. Наиболее вероятно, что нам предстоит увидеть некий гибридный сценарий, который будет заключаться в обращении к судьям Конституционного суда с параллельной организаций «улицы» (при моральной поддержке со стороны коллективного Запада).
Ведь не просто так Санду появилась на CNN и встречалась с лидерами молдавских НПО. Её проблема заключается только в том, что она не может вывести людей на условный «майдан» без какого-либо прецедента, поэтому мы ожидаем, что первым делом президент выступит с обращением к Конституционному суду, предъявив мотивацию для роспуска парламента.
В таком случае Конституционный суд задаст примерно следующий вопрос:«Пробовали ли вы определить кандидатуру премьер-министра?» Нельзя исключать, а даже вполне вероятно, что ответ Майи Санду не удовлетворит судей и они будут вынуждены сообщить, что условия роспуска парламента не были соблюдены в должной мере, предоставив отрицательное решение.
Тем не менее, уже сегодня политики правого фланга активно спекулируют на теме «антинародности» действующего парламентского состава, а если будет получен отрицательный ответ от Конституционного суда, то данная риторика получит усиление и, кто знает, может быть будет использована в качестве удобного предлога для запуска сценария массовых акций протеста.
При этом нужно учитывать, что сценарий с Конституционным судом сложен из-за непредсказуемости судей и давления со стороны иностранных послов. Недавние решения суда никак не говорят о том, что это учреждение независимое или выступает против госпожи Санду и её начальства. Конституционный суд продолжает находиться под влиянием и может выдать любой ответ.
Таким образом, Майя Санду имеет тактическое преимущество по количеству потенциальных шагов и будет выступать первым номером. Если Конституционный суд даст подходящий для лидера прозападной оппозиции ответ, то защищать его могут через угрозы «улицей», а если такого ответа не последует, то «улица» может быть использована для достижения нужного результата.