На наш взгляд у президента Майи Санду есть три варианта действий после того, как Игорь Додон мужественно изменил мнение о досрочных выборах. И все, сразу скажем, плохие.
Первый. Не принять кандидатуру формализованного большинства Додона-Шора на пост премьер-министра, получить импичмент и пойти на референдум о доверии, выиграть который или проиграть – 50/50. Решения последнего времени, которые однопартийцы президента активно поддерживали, не играют в пользу Санду и отвернут от неё часть тех, кто голосовал.
Второй. Внести предложение о подписании всеми партиями соглашения о проведении досрочных парламентских выборов в том же июне. Рискованно, шулеры, всё понятно, но это сохранение лица и возможность готовиться к выборам и, главное, готовить людей к этой дате, чтобы сузить парламентариям возможности увильнуть.
Третий. Принять идею партии Андрея Нэстасе о формировании новой проевропейской коалиции, для которой необходимо применить все лучшие практики Влада Плахотнюка. И лишь ради мести Игорю Додону. Додон, конечно, заслужил, потому что нельзя быть таким хитровыбранным, но после такого финта партия Санду уже не отмоется.
Ну, вот, пожалуй, и то самое пространство манёвра. Санду, которая шла на выборы под лозунгами объединения общества, едва принеся присягу, пошла играть в игру «Один в поле воин», делая вид, что её к этому вынуждают. Отсюда возникли прожекты о самороспуске парламента и прочие фантастические инициативы. У президента в эту игру не получается. Вернее, президент проигрывает, поскольку играет сама с собой и мечется среди непонимающего замысел общества. И так может статься, что в итоге президент будет сама по себе, а общество само по себе. К этому шаги уже сделаны – однопартийцы Санду уже воздвигли (или повелись на провокацию, но сути это не меняет) первую баррикаду по теме языка – и дальше разделительных линий будет больше.
Санду носится с идеей, что это она одна хочет как лучше. Может мы президента удивим, но все, кто был у власти, хотели как лучше. А получалось как всегда.
Объединительной идеи, кроме как уверений, что президент хочет как лучше, Санду не нашла. Более того, её партия уклонилась от обсуждения и поиска этой идеи. Поэтому президент одна в поле, а по краям стоит народ и не понимает – чего она там застряла? Собственно, пока президент стоит, шулеры времени не теряют. И этим, что шулеры мешают, глава государства оправдывает свою застывшую позицию.
Может ли Санду опереться сейчас на народ? Скажем так, Санду много чего не сделала, чтобы у народа сегодня были сомнения хочет ли он быть опорой главы государства.
Впрочем, нет сегодня другого народа, нет другого президента и нет другого парламента. И, самое сложное, нам всем как-то жить в границах одного государства.
Источник: «Гений Карпат», телеграм-канал