Не успело молдавское общество опомниться от инцидента с назначением премьер-министра республики, как на повестке дня оказалось новое скандальное решение Конституционного суда, отменяющее закон о функционировании языков. Это решение стало настоящим громом посреди ясного неба, вызвав оживленные дискуссии как внутри Молдовы, так и далеко за её пределами.
Мнение общественности традиционно разделилось на несколько лагерей: одни убеждены, что такого рода решение возвращает Молдову назад в девяностые, другие обвиняют социалистов в целенаправленном расколе страны, а третьи защищают титульную нацию. Однако среди перезвона привычных нам споров, неожиданным образом обнаружился новый голос, который поднимает, пожалуй, важнейшую проблему.
«Решение КС, отменяющее особый статус русского языка в Молдове, как и другой вердикт КС от 4.06.2018, установивший, что закон о функционировании языков 1989 года является устаревшим, направлены на ликвидацию молдавской государственности. В связке с этими решениями находится ещё одно, признавшее, что государственным языком в Молдове является румынский, хотя в тексте Конституции называется молдавский язык. Все вместе эти действия КС, большинство членов которого являются гражданами соседнего государства, формируют условия для постепенного слияния Молдовы и Румынии»,
— пишет молдавский журналист Сергей Ткач.
Как совершенно верно отмечает автор, благодаря лоббированию такого рода антигосударственных решений, что с легкостью подтвердит любая независимая экспертиза, в Молдове происходит постепенный переход от традиционной многонациональной системы государственного устройства, где все этнические группы живут в мире и согласии, к румынской, где существует один язык и одна “титульная нация”.
Для чего же, спрашивается, нарушать тот хрупкий исторически сложившийся баланс, который позволяет нам эффективно взаимодействовать? Адекватного ответа на этот вопрос не существует, т.к. подобного рода решения не предполагают позитивного исхода. Еще не зажили те кровоточащие раны на теле нашей истории, которые позволили бы говорить об унификации молдаван по признаку “титульной нации”.
Опасность заключается еще и в том, что “титульная нация” предполагает построение национального государства, а мы знаем, что в случае прозападных политиков национальное часто становится националистическим. К сожалению, опыт соседней Украины показывает, что подобного рода проекты всегда заканчиваются майданами или, что еще хуже, гражданскими столкновениями и новой кровью.
В отличие от Румынии, с её империалистическими наклонностями, Россия всегда поддерживала Молдову в качестве многонационального государства, что является единственно возможной и разумной формой существования для нашей республики. Исключив русский язык, надстройку многонационального государства, остается только румынская модель, с неизбежным разделением на главных и второсортных.
Как отмечает Сергей Ткач, следующим шагом может быть победа унионистских и проевропейских сил на предстоящих парламентских выборах. И уже сегодня эти силы ведут переговоры для объединения в ожидании выборов, которые рано или поздно всё равно состоятся. Ну а русский язык в этом процессе постепенного поглощения Молдовы был своеобразным Рубиконом, отделяющим нас от катастрофы.
В этом контексте напрашивается только единственный вывод: политики, выступающие за размывание этнической идентичности населения Молдовы, действуют против молдавского государства, которое просто не может существовать при альтернативной модели устройства. Остается только надеяться, что на предстоящих парламентских выборах, что уже скоро, правый политический фланг окажется в аутсайдерах.
Источник фото: socialistii.md
Ehomd.info