Хорошо известно, что вопрос о статусе официального языка Молдовы является чрезвычайно деликатным и уязвимым для разного рода политических спекуляций. В зависимости от собственных интересов политики готовы передергивать исторические факты, называя в качестве официального то румынский, то молдавский языки.
Но если обратиться к статье 13 последней редакции Конституции Молдовы (вступившей в силу в 1994 году), то мы увидим, что действительно единственным государственным языком является молдавский язык, несмотря на то, что во время провозглашения государственной независимости Республики Молдова в 1991 году национальным языком был объявлен румынский.
В этом отношении показательным является сюжет, что под руководством Майи Санду на сайте президента Молдовы вновь появился румынский язык. Технически всё было реализовано сразу после того, как 24 декабря лидер политической партии “Действие и солидарность” (ПДС) официально вступила в должность главы государства, сменив на посту экс-президента Игоря Додона.
По большому счету на самом сайте практически ничего не изменилось, но теперь в столбце, где находится иконка языка отображения информации, появились следующие три варианта: RO, EN, RU (т.е румынский, а не молдавский, английский и русский). Мы знаем, что об этой ситуации уже написано множество новостных материалов, но интересно в этой истории немного другое.
В Конституции сказано “Государственным языком Республики Молдова является молдавский язык, основанный на латинском правописании. Государство признает и защищает право на сохранение, развитие и функционирование русского языка и других языков, на которых говорят в стране”. Однако в Конституции нет ссылки на румынский язык, как на государственный.
Стоит отметить, что мы совершенно не против того, чтобы на сайте президента был также доступен и румынский язык (он является одним из языков общения и заслуживает уважения), но в существующем варианте мы видим явную подмену понятий. Вместо того, чтобы добавить дополнительную иконку румынского языка, Майя Санду решает полностью заменить им молдавский.
Несмотря на то, что такое нововведение кажется безобидной мелочью, которая не может оказать серьезного влияния на глобальную политику, ситуация с молчаливой подменой языка является очень даже показательной. Президент с румынским гражданством принимает решение заменить государственный молдавский язык на румынский, не оставляя места для написанного в Конституции.
Такой небольшой жест, как нам кажется хорошо демонстрирует истинные намерения Майи Санду на посту президента Республики Молдова. При этом, что совершенно очевидно, подобного рода решения не смогут укрепить, а наоборот, только усилят раскол молдавского общества на две части, и кроме того, они не будут способствовать прогрессу в приднестровском урегулировании.
Ehomd.info