Решение приднестровского вопроса: cначала политическое урегулирование, потом вывод миротворческой миссии

Избранный президент Молдовы Майя Санду еще не успела вступить в должность, но уже активно продвигает так называемый приднестровский вопрос, настаивая на выводе российского миротворческого контингента с последующей его заменой на гражданских наблюдателей ОБСЕ. В Москве эти заявления вызвали однозначную резкую критику, настороженно к ним отнеслись и в Тирасполе.

Стоит начать с того, что заявления о выводе российской миротворческой миссии были характерны для всех президентов Молдовы, но каждый из них понимал этот вопрос как-то по-своему. Однако, что в данном случае более важно, Россия и Приднестровье, как две ключевые стороны переговоров, четко и ясно увязывают разрешение существующего конфликта с политическим урегулированием, и это имеет очевидный смысл.

Если говорить о логике Москвы, то сначала должен произойти поиск компромисса, а только затем вывод российских войск из Молдовы. При этом, если посмотреть на риторику Майи Санду, то складывается впечатление, что она не очень хорошо понимает саму специфику происходящих процессов, которые длятся уже 30 лет. Ей кажется, что можно решить вопрос с помощью внешних партнеров и давления со стороны Евросоюза.

 

Но ошибка такого суждения заключается в том, что для того, чтобы что-то решить, в первую очередь необходимо разговаривать с приднестровской стороной. Само собой, что нужно учитывать позицию России, которая является великой державой и не будет терпеть никаких ультиматумов. Порядка 220 тысяч граждан России постоянно проживает в Приднестровье, поэтому Москва не может оставить ситуацию на произвол судьбы.

Несмотря на это, новый президент продолжает заявлять, что она будет решать этот вопрос исходя из национальных интересов Молдовы. Если рассматривать это заявление в вакууме, то звучит хорошо, но в реальном мире такие штуки не проходят, потому что эффективная политика это всегда искусство возможного. В данном случае нужно учитывать как интересы России, так и интересы жителей самого Приднестровья.

Если абстрагировать от объективного положения дел, как и поступает лидер политической партии “Действие и солидарность”, когда пытается решить проблему “наскоком”, то можно случайным образом спровоцировать ненужную искру, которая заставит сдетонировать весь регион. Для того, чтобы разжечь тлеющий конфликт достаточно совершить всего лишь несколько необдуманных выстрелов, достаточно всего лишь одной человеческой смерти.

Поэтому, имея большой опыт миротворческой деятельности, Россия изначально занимает однозначную позицию – политическое урегулирование, а только потом вывод миротворческого контингента. Но госпоже президенту и её американо-румынским коллегам очень хочется поставить телегу впереди лошади, заставить Россию вывести миротворцев, а только потом начать договариваться с населением, но так сделать не получится.

Что представляет собой гражданская миссия ОБСЕ и наблюдатели, которые должны прийти на замену военным? Если вдруг случится какое-то столкновение, то они первыми сядут в свои автомобили и уедут подальше от конфликта, а в Приднестровье начнется новая бойня. Поэтому нужно четко и ясно понимать: существуют проверенные временем алгоритмы урегулирования конфликтов и никто по указке Майи Санду изменять их не будет.

Источник фото: Газета “Приднестровье”

Ehomd.info