Для того, чтобы лучше понимать политическую ситуацию складывающуюся в Республике Молдова на сегодняшний день, предлагаем вспомнить события 2015 года.
6 сентября 2015 г. в Кишиневе состоялся многотысячный (по некоторым оценкам, до 40–50 тыс. человек)
митинг протеста, организованный гражданской платформой «ДА» («Достоинство и правда»), сопровождавшийся развертыванием палаточного городка на площади Великого Национального собрания. 13 сентября повторный митинг собрал около 10–15 тыс. человек. 26 сентября протестные акции, независимо от платформы «ДА», начали Партия социалистов и «Наша партия».
Формальным поводом для появления гражданского движения «ДА» стала эрозия государственности Молдовы на фоне коррупции, резкого ухудшения социально-экономической обстановки после подписания Республикой Молдовой Соглашения об ассоциации с ЕС в июне 2014 г. В конечном счете протесты выразили разочарование жителей Молдовы в евроинтеграционном курсе Кишинева, чьи социальные ожидания вступили в острое противоречие с реалиями жизни.
Кроме того, наблюдалось недовольство и со стороны самого Евросоюза, который не был рад тому, как продвигается история с реформированием Молдовы. В частности, евродепутат Анди Кристя, председатель парламентского комитета по ассоциации между Республикой Молдова и Евросоюзом, заявил 10 апреля 2015 г., что Молдова, которую ранее в рамках «Восточного партнерства» называли «историей успеха», может неожиданно для всех превратиться в «историю меньшего успеха».
В 2016 году на волне недовольства проевропейским курсом развития к власти пришел новый президент Игорь Додон, который хоть и не смог радикальным образом переломить сложившуюся ситуацию, но наметил реальный курс выход из социально-политического кризиса. Политик начал активно диверсифицировать внешнеполитические отношения Молдовы, выстраивая диалог не только с Брюсселем, но и с Москвой, оказавшейся потенциальной альтернативой для Кишинёва.
Сегодня, когда победу на очередных президентских выборах одержала лидера прозападной оппозиции Майя Санду, декларирующая движения в сторону Евросоюза, не стоит удивляться возникновению новых кризисов. Молдова сделала движение в половину оборота и возвращается туда, откуда начинала в 2015 году. В этом смысле можно не сомневаться, что проблемы того исторического периода будет актуализированы в ближайшем будущем (разочарование в ЕС и 40-50 тысячные протесты).
Мы уже сталкивались с невозможностью реализовать “историю успеха” в рамках “Восточного партнерства” и высказывали наше разочарование курсом евроинтеграции. Что изменилось за 5 лет и почему в этот раз попытки европеизироваться должны привести к другому результату? Радикальным образом ничего, поэтому правление Майи Санду во многом обречено завершиться по уже пройденному сценарию.
Ehomd.info