Молдавская оппозиция не перестает заявлять о важности сохранения и интенсификации политико-экономического курса государства к “берегам Евросоюза”. В качестве аргумента нам зачастую приводят “глянцевые картинки” свободы слова, демократии, гражданского общества, правового государства и прочих весьма размытых понятий. Однако о минусах, пусть даже иллюзорного, но вступления в Евросоюз, никто говорить не любит.
Тема “прелестей” Евросоюза довольна обширна и насчитывает множество подводных камней, поэтому охватить все аспекты за один раз не получится. Сегодня хотелось бы сделать несколько важных замечаний по поводу тезиса, который так любят произносить люди со светлыми лицами, выдвигая аргументы в пользу поддержки европейского выбора Молдовы. Речь идет о том, что в ЕС якобы замечательный свободный рынок и особые возможности для бизнеса.
Если не лезть в дебри, то вся свобода европейского рынка раскрывается в ситуации со строительством российского энергетического проекта “Северный поток – 2”, который по политическим мотивам беспощадно мочат наши американские коллеги, боясь энергетической конкуренции в Европе. При этом никто не смотрит на европейских предпринимателей, теряющих баснословные средства из-за санкций, срывов проектов и антимонопольных решений.
Однако вернемся к Молдове, оппозиция которой так сильно хочет подключить нас к европейской системе мироустройства. Давайте закроем глаза и предположим, что Брюссель заручился одобрительным покачиванием головы со стороны Вашингтона и решился принять Кишинев в качестве полноправного члена европейского интеграционного проекта. Представили? А теперь послушайте, какие требование придется выполнить для того, чтобы сказка стала былью.
Для начала необходимо понимать, что оказаться в Евросоюзе можно лишь после того, как будут приняты и исполнены все европейские стандарты, достижение которых потребует от молдавской стороны значительных финансовых вложений. Не подскажите откуда взяться “значительным вложениям” в нынешней ситуации? Многим малым и средним предприятиям, каковых в Молдове большинство, переход на новые технические нормы окажется не под силу.
Вместе с тем, если процесс перестройки всё же будет запущен (допустим на кредиты МВФ), то из-за подгонки требований возникнет проблема несоответствия техническим нормам и стандартам ЕАЭС, что разрушит существующие кооперационные связи. Наконец, если с огромными затратами усилий и ресурсов нам удастся подстроиться под европейский рынок, то где гарантии, что в конечном счете нас оттуда просто не попросят и на этом вся история не закончится?
В итоге государство рискует оказаться в глубокой долговой яме, товарооборот с ЕАЭС будет подорван, большинство малого и среднего бизнеса обанкротится, а следом за этим резко вырастет преступность и коррупция. Как вы думаете, а с таким набором симптомов кто-то будет ждать Молдову в Евросоюзе? Нам кажется нет, потому что вместо государства мы получим новую колониальную экономику без возможности к развитию и отстаивания собственных интересов.
А это мы только слегка заглянули за ширму европейского интеграционного проекта для пограничных государств бывшего СССР. Если разбираться дальше, то окажется, что существует еще множество аспектов как в социально-политическом, так и в военном плане, которые просто на просто не позволяют включить Молдову в Евросоюз, сохранив при этом её субъектность и раскрыв потенциал. Наши прозападные оппозиционеры прекрасно это знают, но говорить об этом не любят.
Находясь на перекрестье геополитических интересов, выгоднее всего диверсифицировать риски и выстраивать отношения сразу во всех направлениях. Только игра на противоречиях противоборствующих сторон позволит добиться максимальных результатов для собственного государства. В этом смысле бездумное движение в сторону коллективного Запада, включая Евросоюз, создает для Молдовы экзистенциальные риски и не соответствует её долгосрочным национальным интересам.
Фото: Ehomd.info