История взаимоотношений Киева и Бухареста имеет долгую и сложную судьбу, находясь преимущественно в прямой зависимости от глобальной или региональной конъюнктуры. Украина, долгое время пребывавшая в орбите влияния Москвы, последние десятилетия воспринималась в румынском публичном пространстве зачастую как не совсем дружественное государство. Во многом это было связано с историческим наследием XX века и в особенности территориальными потерями Румынии в пользу Киева, которые и формировали отрицательный образ Украины в глазах обычных румын.
Несмотря на большой багаж нерешенных проблем, за последние 10 лет странам все же удалось сгладить напряжение в отношениях и по-другому взглянуть на перспективы сотрудничества. Началось все со вступления Румынии в Евросоюз и НАТО, в связи с чем Бухарест принял сложное для себя решение и подтвердил отсутствие каких-либо территориальных претензий к соседней Украине. До этого момента киевские элиты с определенной долей опаски воспринимали периодически звучащие заявления бухарестских политиков о необходимости оживления проекта «Великой Румынии», который включает в себя и западные территории украинского государства.
Тем не менее, недоверие между соседями сохранялось вплоть до известных событий 2014 года. Однако, запущенная Москвой активная милитаризация Крыма, который расположен в 300 км от побережья Румынии, стала одной из главных угроз как для Бухареста, так и для всего юго-восточного фланга НАТО, радикально изменив баланс сил в северном Причерноморье. Появление общей угрозы вынудило Украину и Румынию если не позабыть давние претензии и споры, то, как минимум, отложить их и пересмотреть акценты в двусторонней повестке сотрудничества.
Румыния, чьи амбиции ранее не выходили за пределы молдавского направления, в настоящее время все увереннее наращивает свои стратегические возможности. Наряду с Польшей она стала одним из опорных союзников Вашингтона в восточно-европейском регионе и ключевым игроком в Черноморском бассейне. По мнению экспертов, на текущем этапе США прилагают значительные усилия для реализации долгосрочного военно-политического проекта на основе треугольника Украина-Польша-Румыния. Последний должен стать плотным заслоном для нивелирования любых территориальных, транзитных и инфраструктурных инициатив, которые могли бы перезапустить процесс сближения между Европейским союзом и Россией.
На сегодняшний день Румыния уже выступает одним из ведущих координационных центров, имея на своей территории американскую военно-воздушную базу в Девеселу, на который возложены стратегические задачи по укреплению баланса региональной безопасности — прежде всего, за счет военного сдерживания Москвы. Поэтому в реализации контрмер против Кремля в том же Черном море Украина в силу своего географического положения, пожалуй, является одним из наиболее востребованных партнеров для Бухареста.
Здесь следует отметить, что на минувшей неделе в Одесской области стартовали военные учения «Riverine-2020», в которых участвуют военно-морские силы и пограничные ведомства Румынии и Украины. Они отрабатывают координацию действий на Дунае при отражении нападения условного противника. Уместно напомнить о том, что в минувшем году Бухарест по негласному распоряжению руководства НАТО заблокировал доставку российской военной техники и вооружения, которые планировалось переправить по Дунаю в Сербию.
На минувшей неделе министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба совершил рабочий визит в Бухарест, где встретился с премьер-министром страны Людовиком Орбаном, румынским коллегой Богданом Ауреску, парламентариями и лидерами украинской общины. Кроме того, глава украинского МИД удостоился возможности выступить в качестве почетного гостя на ежегодном совещании румынских послов. Итоги поездки министра подтверждают наличие солидного блока неразрешенных вопросов; при этом особое раздражение связано с политикой Киева в отношении румыноязычного населения в Украине. Похоже, что Бухарест и Киев действительно настроены на расширение спектра взаимодействия и запуск новых совместных проектов.
Двусторонние отношения Румынии и Украины имеют большое значение для Молдовы, фактически зажатой между этими странами. Подобное зависимое положение не только от Бухареста и Киева, но и от региональной ситуации в целом, накладывает свой отпечаток на перспективы развития ситуации в республике и разрешения внутренних проблем. Яркий пример этого года — запуск румынско-украинской паромной переправы «Исакча-Орловка» без оглядки на молдавскую сторону, что в итоге приведет к значительному снижению транзитного потенциала Республики Молдова на южном направлении.
Не секрет, что в Бухаресте и Киеве внимательно следят за внутриполитическими процессами в Молдове, не скрывая своих ожиданий, связанных с отстранением от власти политических сил, выступающих за эффективные партнёрские отношения с Россией. И если Киев свое недовольство транслирует путём демонстративного удержания на расстоянии президента Игоря Додона с видимой минимизацией двусторонних контактов, то румынское руководство и вовсе перешло границы допустимого, публично критикуя Кишинев и навесив на текущую молдавскую власть ярлык «временной».
В данных обстоятельствах наблюдаемая сегодня тактическая координация усилий Бухареста и Киева может стать еще одним дополнительным фактором внешнего влияния на внутримолдавские политические процессы. Таким образом есть основания ожидать, что ситуативный румынско-украинский тандем уже скоро проявит себя в контексте разворачивающейся президентской гонки в Молдове.
В тексте были использованы материалы: Regtrends.com