Решение внутренних проблем в Молдове происходит в соотношении с международным контекстом и позицией Евросоюза. Кишинёву практически нечего противопоставить своим зарубежным партнерам, а если какие-то инициативы “снизу” все-таки пробиваются, то Брюссель кроет их обратными требованиями из категории вопросов государственного суверенитета.
Не стоит объяснять, что подобная ситуация создает объективную напряженность между сторонами, постоянно увеличивая разрыв в отношениях Молдовы и Европейского союза. При этом зависимое положение Кишинёва связывает его по рукам и ногам в выработке как внешнеполитической, так и внутренней стратегии государственного развития.
Самое неприятное в этой ситуации, что “европейские перспективы” Молдовы никак не зависят от действий Кишинева, и развиваются в одностороннем порядке по решению Брюсселя. Всё это наводит на мысль, что вступление в состав Европейского союза и доступ к единому европейскому рынку (что более важно), в ближайшие годы можно и не ждать.
Причем проблема заключается не в том, что страна имеет некоторые экономические трудности или не урегулированный территориальный вопрос, а в неготовности (или нежелании) самого Европейского союза принимать новых членов. Процесс стопорят и отдельные молдавские “элиты”, которые заинтересованы в сохранении “status quo” ради бизнес интересов.
В противоположность весьма сомнительным европейским перспективам, поворот Молдовы в ЕАЭС лишен подобных препятствий, а главное – может произойти более оперативно, без потребности разрывать экономические контакты с зарубежными партнерами. Как хорошо продемонстрировал пример Армении, проблемой не будет и отсутствие общей границы.
Кроме того, нужно обратить внимание, что “евразийский поворот” способен ускорить процесс урегулирования приднестровского конфликта. Конечно, никто не предлагает полностью отказаться от западных партнеров, но важно находить точки соприкосновения, которые будут способствовать разморозке внутренних процессов и государственному развитию.
Фото: Diez.md