Угроза появления массового неонацистского движения, как и фашизация государства, сегодня не является утопией или неожиданностью даже в Европе. Об этом свидетельствует успех многих праворадикальных партий, которые пользуясь социальным популизмом, набирают обороты в самых развитых западных странах. Этот процесс является реакцией на глобальный кризис мировой экономической системы, на приближающийся крах неолиберализма.
Современные ультраправые движения и организации, существующие сегодня, нельзя рассматривать в качестве типичных классических наци 30-х и 40-х годов, так как «новые правые» стараются выглядеть более респектабельно, пытаясь уловить и использовать протестные настроения европейцев. Апологеты нынешнего фашизма 21 века действует более изощренно, используя политические технологии и выступая в качестве «защитников» национальных традиций, семьи, культуры, а также рабочих мест против наплыва мигрантов, ругая при этом, на чем свет стоит нынешние «космополитические элиты».
Иными словами, уличные маргиналы всё чаще начинают снимать берцы с белыми шнурками и толстовки Fred Perry (традиционная одежда неофашистов – прим.ред) и одевать галстуки и рубашки. Менять имидж.
Росту ультраправых настроений способствует ряд факторов. Обедневшая часть общества, особенно из числа разорившихся представителей «среднего класса», разуверилась в традиционных партиях, за которые они многие десятки лет отдавали свои голоса, надеясь на то, что они сохранят стабильность и прежнее государство «социального благоденствия». Но после падения СССР и социалистического лагеря, правящему слою попросту не нужно было продолжать поддерживать прежний высокий уровень жизни и обеспечивать социальные гарантии широкому слою граждан. Победивший неолиберализм просто опустил многих на землю, лишив их прежнего статуса.
Поэтому на фоне падения популярности и поддержки традиционных социал-демократических, консервативных и правоцентристских партий за последние годы вперед вышли такие партии как «Йоббик» в Венгрии, «Лига Севера» в Италии, а также «Альтернатива для Германии», которая получила невероятную поддержку в немецких землях. Во Франции 34% голосов во втором туре президентских выборов достались руководителю французского Национального фронта Марин Ле Пен. И, наконец, Брексит, невероятная победа в США Дональда Трампа, а также приход к власти ультраправого политика Болсонару в Бразилии – нанесли удар ниже пояса прежней партийной системе.
Этот феномен уже назвали «правой волной» и все больше экспертов пророчат европейско-континентальной политической системе неминуемое разрушение, высшим достижением которой стал Европейский Союз. Аргументом в пользу данных прогнозов может служить пандемия коронавируса, показавшая полное отсутствие солидарности между членами этого объединения, когда ту же Италию бросили её же союзники.
Глядя со стороны на политические процессы, происходящие в Евросоюзе, мы можем наблюдать усиление «уличной политики», политический популизм и рост неформальных протестных движений. Даже французские правящие слои вынуждены были отказаться от дискредитировавшей себя Социалистической партии и протолкнуть в кресло президента Эмманюэля Макрона через созданное либеральное популистское движение «Вперед, Республика!». В период нестабильности и создания кабинетов «широких коалиций» элиты все больше и больше будут прибегать к подобному приему, создавая новые подпорки для существующей системы в лице популистов всех мастей.
С другой стороны, появление таких мощных уличных движений как «желтые жилеты» во Франции и массовых протестов под слоганом «Black Lives Matter» (жизнь черных имеет значение – прим. ред.), а также рост забастовочной активности и угроза полномасштабного социального взрыва, подталкивает часть правящего класса ставить на современных ультраправых. Нынешние радикальные правые, среди которых затесались и многие реальные нацисты, являются как раз той самой альтернативой и спасением для правящих элит.
Крупный бизнес заинтересован в сохранении своих прибылей, собственности и контроля над массами, выдвигает вперед националистические и фашистские силы с целью перехватить протестные настроения и направить их в нужное для них русло нетерпимости к мигрантам и инакомыслящим. Соответственно, с распространением широких и массовых праворадикальных партий в общественном сознании все больше насаждаются клерикальные и шовинистические идеи.
Так называемая «Революция достоинства» в соседней Украине показала, что олигархические силы руками ультраправых способны инициировать массовое общественное движение в целях насаждения террора в отношении всех сил, препятствующих установлению диктатуры. Это еще раз воочию показало всем, что фашизм вовсе не явление, характерное только для послевоенного периода 20-30-х годов прошлого столетия и как некая реакция на коммунистическую угрозу, но и повседневный инструмент правящего класса, к которому он прибегает в момент политической дестабилизации и возмущения народа.
В странах Восточной Европы и в ряде бывших советских республик неонацизм стал даже частью государственной идеологии, насаждаемой сверху, что выражается в политическом оправдании и реабилитации пособников германского нацизма и различных национальных частей СС, которые представляются как «освободители» и «борцы против большевизма» и сталинской «тоталитарной» системы. В бывших советских республиках эта кампания носит еще и ярко выраженный русофобский характер.
Типичным примером проявления такого государственного ревизионизма и фашизации власти является принятие в прошлом году резолюции Европарламента, приравнивающей нацистскую Германию и Советский Союз. Эта резолюция направлена на проведение массовой антикоммунистической кампании по всей Европе. Если ранее запрет на коммунистическую идеологию и символику был введен только в странах Прибалтики, Польше, а недавно в Украине, то теперь он будет вводиться и в других странах. Это уже дало толчок к активизации ультраправых и даже фашистских сил во многих бывших республиках Советского Союза, выступающих за полный демонтаж советских памятников и проведение тотальной декоммунизации.
Подобные запреты коммунистической идеологии, навязываемые мифы о «голодоморе», сносы памятников воинам-освободителям идут рука об руку с антисоциальными и антипрофсоюзными реформами, с массовой приватизацией общественного сектора. По сути, антикоммунизм является прикрытием борьбы против рабочего движения, так как позволяет под разговоры о борьбе с «тоталитарным прошлым» демонтировать последние социальные завоевания.
Повсеместно в Европе идет ликвидация демократических прав и свобод на самоорганизацию, на отстаивание своих социальных и политических интересов, на проведение забастовок и митингов, ущемляются права профсоюзов. Проведённая руками ультраправых украинская «Революция достоинства» принесла не только гражданскую войну, обвал экономики и обнищание населения, но и законодательное закрепление прав крупных собственников и бесправия наёмных рабочих. Это произошло с помощью принятия нового Кодекса законов о труде.
Правый ренессанс нуждается в том, чтобы объявить СССР империей зла и тем самым показать обществу, что социализм невозможен в принципе, как и альтернативанынешнему строю и политической системе. Именно поэтому мы видим массу «разоблачающих» статей, и «экспертных» мнений о недееспособности советской системы.
Рост фашистских сил возможен и в Молдове, как под влиянием украинского примера и в результате деятельности румынских национал-реваншистов типа сторонников партии «Великая Румыния» (рум. Partidul România Mare — PRM), так и при участии собственных олигархов, заинтересованных в мобилизации неонацистских групп для дестабилизации ситуации внутри республики. Безработная молодежь может стать благодатной почвой для такой националистической пропаганды и рекрутирования в радикальные ультраправые движения.
Чтобы не допустить развития подобных процессов правящей партии социалистов необходимо инициировать и внедрять специальные обучающие и культурные программы, рассчитанные на молодежь, с целью повышения их политической грамотности, а также поддерживать антифашистские организации. Эти меры нужны уже сейчас, так как протестные настроения могут быть канализированы беглыми олигархами именно в русло национализма и экстремизма.
«Коричневая чума», к сожалению, не погибла в сорок пятом. Это опасное явление должно быть выкорчевано на корню, выжжено напалмом. Если этого не сделать сегодня, завтра может произойти катастрофа.
Дмитрий Фурника,эксперт Института экономического анализа и консалтинга, специально для «Эхо Молдовы»
Фото: cont.ws