В эти дни исполняется 80 лет освобождению Молдавии, или, как её тогда называли, Бессарабии от войск королевской Румынии.
26 июня 1940 года Вячеслав Молотов вручил румынскому послу в Москве Георге Давидеску заявление советского правительства, в котором выдвигались требования о передаче СССР Бессарабии и северной части Буковины в границах, указанных на прилагаемой карте. Румыния начала проводить военную мобилизацию, но вскоре приняла условия советского правительства. Румыны уходили в панике, бросая технику и оружие. Красная Армия взяла освобожденные территории без единого выстрела. Все, что побросали румыны, вскоре было возвращено на территорию Румынии.
Через год все эти винтовки, пулеметы и миномёты вновь будут вести огонь по нашей Родине. Но история, как говорится, не знает сослагательного наклонения. СССР тогда ещё не терял надежды, что удастся избежать большой войны, или по крайней мере, оттянуть её начало. Почему же румыны так быстро и без боя оставили Молдову?
Ответ на самом деле лежит на поверхности.
Они никогда не считали её своей полноценной территорией, а жителей “чистокровными румынами”. Они помнили, как по-воровски, под предлогом “охраны военных складов от мародеров”, вошли в Бессарабию. Как проходило голосование в т.н. “Сыатул Цэрий”, когда в зал вошли солдаты и поставили у входа пулемёт! А над зданием кружил аэроплан с бомбой! Как часть несогласных с румынской оккупацией депутатов “Сфатул Цэрий” просто расстреляли!
За время оккупации с 1918 по 1940 год Бухарест не то, что практически ничего не вкладывал в регион, а, наоборот, многие предприятия останавливал, а их оборудование вывозил за Прут.
Так, например, были вывезены в “Старое королевство” железнодорожные мастерские Бендер, Бессарабки, Флорешт, текстильная и трикотажная фабрики, один из кишинёвских заводов.
Ко всему ещё добавился жесточайший террор несогласных со стороны румынских спецслужб. Аресты, избиения, унижения, расстрелы. Это приводило к целому ряду восстаний. Самые известные – Татарбунарское, Хотинское, Бендерское. Румынская армия при поддержке стран Антанты утопила эти восстания в крови.
Поэтому 28 июня 1940 года войска Красной Армии в Кишиневе встречали тысячи людей с цветами, сотни политических заключенных были освобождены из тюрем.
Вы не задавались вопросом, а почему, если румынская власть по мнению наших оппонентов, была такая хорошая, за неё не поднялся в Молдове ни один человек? Почему же никто не вышел на митинг протеста против действий советского правительства?
Вхождение Молдавии в состав СССР в 1940 году – очень важный, в том числе, и юридический шаг. Он означает, что наша республика в последующей войне, являясь частью СССР, находилась на стороне победителей и сегодня мы, как и Россия и другие бывшие республики СССР, являемся его правопреемниками страны-победительницы.
Де-юре мы до сих пор часть СССР, так как его развал в Беловежской Пуще группой заговорщиков незаконен. Это даёт нашему народу полное право считать себя частью великой многонациональной страны, которую нам ещё предстоит вместе построить.
Михаил Амерберг