Как показывает молдавская практика, должность генерального прокурора является одной из самых важных в стране. Споры по кандидатуре на этот пост совсем недавно чуть не ввергли Молдову в очередной политический кризис.
Правительству Майи Санду не удалось избрать генпрокурора в течение пяти месяцев, а правительству Иона Кику и новому министру юстиции Фадею Нагачевскому понадобилось 10 дней, чтобы завершить конкурс, который так не устроил бывшего премьер-министра.
Избрание на эту должность Александра Стояногло было для многих ожидаемо, и поэтому, вызвало такую неприязнь в лагере правых. Само то, что генеральным прокурором может стать гагауз по национальности, приводит в бешенство тех, для которых кумиром является нацист, военный преступник Антонеску. В одной из телевизионных программ Майя Санду так и сказала, что Антонеску “сделал и много хорошего”.
Правых пугает перспектива начала возбуждения уголовных дел за разжигание межнациональной розни, чем регулярно грешат их сторонники, в частности, в социальных сетях. Вообще, на сегодняшний день есть практически только две страны, в которых можно безнаказанно писать в интернете оскорбления в адрес русскоязычных – это Украина и Молдова.
Хочу напомнить, что недавно посол Молдовы в ООН Виктор Морару воздержался от голосования за резолюцию о борьбе с нацизмом, тем самым, поправ память сотен тысяч убитых людей разных национальностей на нашей территории. От голосования воздержались ещё 55 стран, а США и Украина проголосовали против.
Новому прокурору предстоит огромная работа в реформировании структуры и возвращению её в законное русло. Для этого нужно скорейшее очищение от сотрудников, замешанных в фабрикации политических дел. За долгие годы, прокуратура превратилась в политический карательный орган и самую настоящую коммерческую структуру со всеми признаками биржи. Эти Авгиевы конюшни будет непросто вычистить. Но у Стояногло есть все возможности это сделать.
Новый прокурор не замечен в скандальных историях. Ушел из ДПМ в 2015 году. Какими методами туда принимали многих должностных лиц – общеизвестно. Плахотнюк ему предлагал быть генпрокурором, но он отказался. Это смелый поступок по тем временам.
И ведь самое интересное, что Стояногло набрал высший балл на конкурсе, который организовал минюст до падения правительства Майй Санду. Сама министр юстиции Олеся Стамате поставила ему высший балл, но вот для бывшего премьер-министра его кандидатура оказалась неприемлема. Стояногло не связан с западными структурами, различными НПО, фондами типа Сороса. На него нет компромата и для “западных партнёров” он очень неудобный прокурор.
Я думаю, у Стояногло есть исторический шанс стать прокурором национального единства и на деле доказать способность нашей страны к самостоятельному реформированию.
Максим Ветров
Фото: sputnik.md