Специальное расследование: как Порошенко возглавил коррупцию в Украине

Предвыборная кампания Петра Порошенко подходит к концу. Миллионы гривен потрачены на то, чтобы выставить действующего президента в качестве единственного кандидата, способного вывести Украину из кризиса. Для создания подобного имиджа Петр Алексеевич изрядно подготовился и задолго до выборов 2019 нашел способ преумножить свои активы, используя незаконные схемы, в том числе ставшую известной «Роттердам плюс».

Поддержку в этом вопросе ему оказали его компаньоны и соратники: олигарх Ринат Ахметов, известный предприниматель и политик Игорь Кононенко, бывший замсекретаря СНБО Олег Гладковский, генпрокурор страны Юрий Луценко, министр энергетики и угольной промышленности Игорь Насалик, финансист, экс-глава НБУ Валерия Гонтарева, глава государственной фискальной службы Украины (ГФСУ) Роман Насиров, нардеп «Блока Петра Порошенко» Юрий Буглак, советник президента по финансовым вопросам Макар Пасенюк, бизнесмен Борис Ложкин, бывший глава Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) Дмитрий Вовк, заместитель главы Фонда государственного имущества Украины (ФГИУ) Владимир Державин, а также высокопоставленные сотрудники в рядах СБУ, МВД и прокуратуры.

Каким образом Петр Порошенко смог нарастить свои активы, находясь в кресле президента?

 

Выделим два направления. Первое – это получение денежных средств по результатам деятельности государственных предприятий, а также компаний, в которых доля уставного капитала принадлежит государству. При таком раскладе вывод финансов осуществляется путем передачи наличных, либо путем банковских переводов на подконтрольные офшорные компании через украинские фирмы, деятельность которых курируют Игорь Кононенко, Юрий Буглак и Роман Насиров.

К первому направлению также можно отнести освоение денежных средств, предоставляемых МВФ и МБРР, а также финансирование и поддержка стратегически важных проектов в промышленности и энергетике.

Второе направление – это получение полного контроля (доли в управлении) либо приватизация стратегических предприятий и высокодоходных активов путем осуществления их банкротства. В дальнейшем происходит инвестирование накопленных денежных средств и легализация полученного капитала.

Ключевыми отраслями народного хозяйства, интерес к которым имеет Порошенко, – это энергетика (включая добычу углеводородов), машиностроение и банковский сектор.

Все средства, собранные в ходе реализации различных коррупционных схем, частично направлялись на поддержание работы парламентского большинства, неофициальные мероприятия, а также финансирование работы подконтрольных СМИ.

Правая рука Петра Порошенко в коррупционных схемах

Главным помощником пока еще действующего президента в реализации коррупционных схем является Игорь Кононенко. Именно он курирует назначение доверенных лиц на руководящие должности в предприятиях, предоставляя взамен владельцам бизнеса лояльное отношение государственных органов, содействие и протекцию в принятии нужных регуляторных решений.

Ставленникам Кононенко в государственных предприятиях и институтах являются: Всеволод Ковальчук (НЭК «Укрэнерго»), Олег Коземко (ПАО «Центрэнерго»), Игорь Сирота (ПАО «Укргидроэнерго»), Николай Гавриленко (ГП «Укртранснефть»), Мирослав Химко (ГП «Укртрансгаз»), Олег Прохоренко (ДП «Укргаздобыча»), Славомир Новак (ГП «Укравтодор»), Владимир Державин (Фонд государственного имущества Украины), Константин Ворушилин (Фонд гарантирования вкладов физических лиц), Константин Ликарчук (Государственная таможенная служба Украины), Игорь Трегубенко (ГП «Трансхимаммиак»), Дмитрий Вовк (Национальная комиссия регулирования энергетики).

Кроме того, Кононенко отвечает за работу шести электросетевых компаний, в которых контрольные пакеты акций принадлежат государству – «Харьковоблэнерго», «Николаевоблэнерго», «Хмельницкоблэнерго», «Тернопольоблэнерго», «Черкассыоблэнерго» и «Запорожьеоблэнерго».

Как происходят поставки донецкого угля по схеме «Роттердам плюс»?

Ни для кого не секрет, что наибольший размах получила скандальная и хорошо известная схема «Роттердам плюс». Мы решили провести собственное расследование, в котором попытаемся раскрыть ключевые моменты, представим неопровержимые доказательства и суть коррупционной схемы, а также раскроем список лиц и организаций, принимающих непосредственное в ней участие.

Главными бенефициарами «Роттердам плюс» являются Порошенко и Ахметов, которые, по сути, делят награбленное между собой в пропорции 50/50. Скорее всего, идейным создателем схемы был олигарх Ахметов, имеющий шахты на Донбассе. А государственное прикрытие и легализацию «закупок» угля по невероятно высоким ценам обеспечил Порошенко. Для этого украинский президент создал целую энергоимперию.

Ключевым действующим лицом на схеме, организующим взаимодействие между Порошенко и Ахметовым является все тот же Кононенко. Однако, необходимо понимать, какую роль играют его подопечные в реализации схемы поставки угля.

Расскажем обо всех по порядку:

  1. Фонд государственного имущества организовывает назначения в наблюдательные советы энергопредприятий подконтрольных членов (таких, как А.Визир и О.Денисенко), обеспечивает контроль над финансовыми потоками и отчуждением собственности.
  2. Министерство энергетики и угольной промышленности утверждает нормы запасов угля на ТЭС/ТЭЦ, инициирует проверки НАЭК «Энергоатом» в тот момент, когда необходимо скрыть участие в коррупционных схемах высокопоставленных чиновников.
  3. Государственная фискальная служба (ГФС) обеспечивает оперативный вывод и безопасность вывода денежных средств компаний и их конвертацию, предоставляет данные о компаниях, которые являются контрагентами по сделкам по ценным бумагам и услугам, скрывает истинные показатели по импорту антрацита из Л/ДНР и России, подтасовывает данные по ввозу угля по схеме «Роттердам плюс». ГФС под руководством Романа Насирова регулярно проводила комплексную проверку операций и формировала положительные результаты.
  4. Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ) проводит проверки и аудит компаний, участвующих в коррупционных схемах по отмыванию денег, назначает «виновных» и скрывает организаторов.
  5. Антимонопольный комитет не замечает признаков монополии у ДТЭК, которая в ЕС подлежала бы разделению с установлением фиксированной доходности в размере 20% (т.н. «природная монополия»).
  6. СБУ, МВД и прокуратура Украины, а также их областные отделы организуют проверки, преследование и заводят уголовные дела на мелких исполнителей мошеннических планов первых лиц государства, депутатов и чиновников и «подставляют» невиновных граждан.
  7. Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) устанавливает формулы расчета тарифа для тепловой генерации (закупка угля и отпуск тепловой электроэнергии по системе «Роттердам плюс»), утверждает инвестиционные программы для энергопредприятий, распределяет сверхприбыль от формулы «Роттердам плюс» в отношении 50/50 с ДТЭК.
  8. Крупнейшие генерирующие энергокомпании ПАО «Центрэнерго» и ДТЭК производят закупку энергетического угля и природного газа по завышенным ценам, организуют вывод собственных денежных средств (основной прибыли от действия схемы) и искусственное банкротство активов, скрывают реальные суммы прибыли, получаемой от применения тарифов (условия контрактов на закупки углей являются закрытой информацией, закупки осуществляются без конкурса).
  9. Подконтрольная Порошенко и Пасенюку компания ICU («Инвестиционный Капитал Украина») покупает облигации DTEC Finance plc., а затем перепродает их, пропуская через себя убытки и прибыль и разрывая схемы прохождения средств, которые направляются Порошенко.
  10. НЭК «Укрэнерго» искусственно устанавливает максимальный режим загрузки энергоблоков, создает энергетический дефицит, что увеличивает долю ПАО «Центрэнерго» и ДТЭК в общем объеме отпуска электроэнергии в сеть.
  11. НАЭК «Энергоатом» дает указания на манипуляции с энергоблоками атомных электростанций (в частности с крупнейшей по мощности Запорожской АЭС).
  12. Запорожская АЭС организует искусственное бездействие 1-го и 2-го энергоблоков, а также увеличивает сроки ремонта 3-го и 4-го.
  13. «Ощадбанк» выдает государственные кредиты на субсидирование «убыточных» энергокомпаний для предотвращения их фиктивного банкротства.
  14. ГП «Энергорынок» принимает выработанную электроэнергию у генерирующих компаний, распределяет ее через ХК «Энергосеть» (она же «Энергомережа» – монополист в сфере передачи и продажи электроэнергии на территориях лицензирования) представителям бизнеса и населению, аккумулирует средства бытовых и промышленных потребителей Украины, осуществляет авансовые платежи за электроэнергию.
  15. Национальная угольная компания (32 шахты), шахты Л/ДНР и РФ обеспечивают работу электростанций энергокомпаний путем поставки дешевого угля из Л/ДНР и России.

Блокада Донбасса, в результате которой прямые поставки угля из Л/ДНР были прекращены, является основной предпосылкой для успешной реализации схемы «Роттердам плюс».

Известно, что до 90% затрат двух крупнейших украинских энергогенерирующих компаний (частной ДТЭК и государственной «Центрэнерго») выражены в закупке угля.

Введенная НКРЭКУ с 2016 года формула позволяет легально закупать уголь по цене, формирующейся на европейских биржах. При этом «европейская цена» гораздо выше стоимости угля из России, и тем более угля из шахт Донбасса.

Постановление НКРЭКУ № 289 от 03 марта 2016 г. о порядке формирования прогнозной оптовой рыночной цены электроэнергии

Следовательно, изолировав Украину от донецкого угля и искусственно создав острый дефицит электроэнергии в стране, схема, придуманная Р.Ахметовым и одобренная П.Порошенко стала безальтернативной.

Схема закупки угля по системе «Роттердам плюс»

Суть масштабной коррупционной схемы заключаются в том, что государство, выделяющее бюджетные деньги на закупку угля для электростанций, фактически покупает уголь либо напрямую от предприятий Л/ДНР, либо проданный в Россию донецкий уголь через подконтрольные компании, либо российский антрацит по цене от 38 до 77 долларов (по данным 2017 года). Однако, тепловым электростанциям страны уголь поставляется по цене его фиктивной себестоимости около 150 долларов за тонну, исходя из тарифа, установленного НКРЭКУ. У «проекта» два центра прибыли: наценки фирмы-импортера и фирмы-посредника.

Фактическая схема фиктивной закупки угля
через подставные оффшорные компании по ценам 2017 года

При этом, финансирование закупок угля осуществлялось за счет украинского населения через оплату тарифа на электроэнергию, а также дотации из государственного бюджета и от государственных банков, таких как «Ощадбанк» и «Эксимбанк».

Стоимость электроэнергии в городах Украины в 2018 году

Наценка в размере около 100 долларов с тонны выводится через подставные компании в оффшоры и оседает на счетах многочисленных фирм-посредников (связанных с окружением Порошенко), стоящих между импортером угля и конечным потребителем. В дальнейшем сверхприбыль распределяется между собственниками в процентном соотношении 50/50 частной ДТЭК и управляющими государственной ПАО «Центрэнерго» в лице Ахметова с одной стороны и Порошенко, Кононенко с другой.

Информация о плановых и фактических запасах угля на складах подразделений ПАО «Центрэнерго»

По грубым расчетам, годовая прибыль на угле Л/ДНР, купленном через Россию (или в России), составила минимум (105$-76,9$=22,7$)×1,1 млн. тонн (см. таможенную статистику ниже) = 25 млн. долларов. Средняя стоимость тонны донбасского угля в 2017 году – 37,6 долларов. Выгода от покупки донецкого угля напрямую составляет 173,6 млн. долл. Итого совокупный доход при работе по этой схеме достигает 198,6 млн. долларов в год.

Работоспособность и рентабельность схемы доказывает таможенная статистика ФТС России и ГФС Украины за 2017 год.

Расхождение в данных в 2,1 млн. тонн антрацита (290%) не соответствует максимально возможному теоретически объяснимому занижению стоимости и объемов. Минимизация экспортной пошлины (не более 10-15%) исключается, так как в России действует нулевая экспортная пошлина на вывоз угля, в т.ч. антрацита.

Объем угля, который добывает Л/ДНР и продает в Россию, составляет 2,8 млн. тонн (2,1 млн. тонн из которых возвращается в Украину). Так как Л/ДНР являются непризнанными республиками и юридически не существуют для ФТС России, все поставки из Л/ДНР оформляются с использованием украинских юридических лиц. В противном случае ФТС не сможет идентифицировать продукцию Л/ДНР.

Интересен также факт, что все эти поставки не отражаются в статистике украинской таможни, так как Украина не контролирует границу ДНР и ЛНР с Россией.

Примерная схема работы ПАО «Центрэнерго»
с оффшорными компаниями

Неопровержимые доказательства схемы

Согласно имеющимся данным украинской таможни за 2017 год, Украина в этот период активно импортировала антрацит у нескольких производителей из России: «Обуховское шахтоуправление» (принадлежит Р.Ахметову), «Южтранс», «Сибантрацит», «Печорская горная компания». При этом характерно, что прямых контрактов поставок у этих компаний – нет. Держателями контрактов являются компании, зарегистрированные в офшорах. Например, DATORO CORP, Antex Intertrade Ltd, Benecoal International Limited, I-COAL Sp z o.o.

Поставки угля с «Обуховского шахтуправления»
через DTEK Trading

Характерно, что некоторые из этих фирм уже успели «засветиться» в расследованиях СМИ о поставках угля из России и Л/ДНР в Украину. В частности, панамская DATORO CORP. Один из ее директоров – грек Лазорос Леонидис. Человек с таким именем до 2016 года владел почти 20% акций «ТАСкомбанка» украинского бизнесмена и политика Сергея Тигипко. Фирма импортировала антрацит из РФ в 2016 году. В 2017 году поставки продолжались. Компания являлась держателем контракта АО «РЖД Логистика».

Импорт антрацита с участием DATORO CORP из РФ в 2017 году

Среди контрактодержателей также фигурирует компания Benecoal International Limited, руководителем которой является Джеффри Браун. Этот человек является директором Sun Generation Limited, которой владеет Игорь Моркотонов, бизнес-партнер главы МВД Украины Арсена Авакова. В свою очередь, Benecoal является держателем контрактов на поставку угля производства «Печорской горной компании».

Польская компания I-COAL Sp z o.o. также является контрактодержателем поставок «Печорской горной компании». Фирма известна тем, что выступала конкурентом грузинской компании Sakhnakhshiri GIG Group, выигравшей в 2016 году тендер на поставку угля для «Центрэнерго». В 2017 году I-COAL продолжала поставлять Украине печорский антрацит.

История с ЗАЭС+НАЭК «Энергоатом»

Отдельного внимания заслуживает история с Запорожской АЭС, а в частности, переписка в феврале-марте 2017 года между директором ООО «Экспертный центр» Вячеславом Поповым и советником президента Национальной атомной энергогенерирующей компании (НАЭК) «Энергоатом» Георгием Балаканом.

В ней обсуждается коррупционная схема по получению выгоды высокопоставленными должностными лицами и бизнес-элитой Украины (Игорем Кононенко, Ринатом Ахметовым, Юрием Недашковским и др.) и лично президентом Украины Петром Порошенко через схему закупки угля «Роттердам плюс».

Со слов Георгия Балакана, процесс получения выгоды предполагал отключение одних и длительный ремонт дизель-генераторов других энергоблоков Запорожской АЭС для создания дефицита энергии. Первоначально планировалось арестовать счета со средствами на ремонт энергоблоков, но из соображений безопасности заговорщиков от данного решения отказались.

Для ее восполнения предполагалось использование угля, купленного по схеме «Роттердам плюс» в Л/ДНР при посредничестве Рината Ахметова. Разумеется, административное покровительство всех действий осуществлялось через партию «Блок Петра Порошенко» лично президентом Украины.

Благодаря действиям Игоря Кононенко на управляющие должности предприятий атомной энергетики, в том числе Национальной атомно-энергетической компании (НАЭК) «Энергоатом», были назначены лояльные люди, которые затем задержали пуски энергоблоков ЗАЭС.

В переписке отмечается, что Юрий Недашковский и Александр Шавлаков работали в интересах партии «Блок Петра Порошенко». Их действия поспособствовали получению неправомерной выгоды в рамках работы по схеме закупки угля «Роттердам плюс». Объем энергии, который мог перекрываться при нормальной работе ЗАЭС, стал возмещаться через использование угля.

Исходя из текста переписки, реализация преступного плана осуществлялась на пяти уровнях. Особый интерес представляет тот факт, что своими преступными действиями, связанными с ремонтом энергоблоков, руководство ЗАЭС и НАЭК «Энергоатом» фактически сократили срок их эксплуатации на 10 лет. Во второй части письма идет речь о том, что в СБУ решили назначить виновных.

В одном из сообщений упоминается подготовка Юрия Недашковского на случай допроса украинскими спецслужбами.

Проведенное расследование показывает, что уровень коррупции в Украине достиг невероятных размеров. Нам остается только констатировать факт того, что за все активы Порошенко, накопленные в результате «работы» на посту президента, заплатило население страны. Не может быть и речи ни о энергонезависимости от Л/ДНР и России, ни об устранении ручного регулирования цен на электроэнергию, ни о сбалансированной профицитной деятельности государственных шахт, ни об избавлении от проблем отопительных сезонов. Зато формула «Роттердам плюс», помимо других президентских схем по отъему денег, поспособствовала тому, что наша страна вместе с населением вновь стали посмешищем не только в глазах других стран, но и собственного правительства.

Фото: whoswhos.org