Беда или электоральный ресурс: приднестровский опыт молдавских выборов нуждается в изучении

При всей симпатии к Приднестровью, как к стране людей, сумевших отстоять свою идентичность и добиться практической независимости, нельзя отмахнуться от неприятного факта, который привнесли в региональную политику прошедшие выборы в молдавский парламент. Жители Приднестровья, достаточно массово и вполне организовано, привозились на правый берег и принимали участие в избирательном процессе не на, так скажем, основаниях личной заинтересованности, а просто за деньги.

При этом разные источники разнятся в сведениях, какая и от кого была разнарядка и кто кого куда для кого и как привозил. Это не очень важно. Кто их видел, те разнарядки? Кто читал подряд все «приднестровские» бюллетени и обобщал какую-то информацию? Нет таких сведений. Но сам факт присутствия на платной основе левобережных жителей на парламентских выборах был настолько заметен, что под него даже попытались подвести идеологию. И оформить его в сознании масс как реализацию несколькоходового плана.

Суть следующая — если ощутимо победит ПСРМ, а значит всю полноту власти окончательно получит Додон, то регион ждут переговоры по урегулированию конфликта и, скорее всего, это урегулирование будет означать некое существование ПМР все-таки в молдавских границах. А никто не хочет в очередной минский формат и в данном случае такой плохой мир представляется приднестровским элитам хуже того просто плохого мира, который и так уже есть. Поэтому, грубо говоря, «Шериф» договорился с Плахотнюком о поддержке ДПМ, чья риторика никакого переговорного процесса в приднестровском конфликте не подразумевает, а является достаточно лобовой. Что, как ни странно, в данный момент Приднестровью вроде бы выгоднее.

 

Сейчас уже непонятно, что появилось в СМИ раньше, сам факт или его озвученные мотивы. В любом случае, деньги закончатся, а идеология в головах останется и выхолостится просто до понимания, что можно и так заработать. Такая идеология разрушительная, она разрушает как мораль каждого человека, так и основы существования государства. И соседям такого государства может надоесть такая тенденция, если она получит развитие.

Однако, например, Анатолий Дирун, научный руководитель Тираспольской школы политических исследований, пытается найти в этом всём положительные моменты. Считая, что оформившийся «электоральный ресурс» может стать предметом обсуждения, изучения, борьбы и вообще инструментом для влияния на окружающую реальность. Он только призывает научиться отделять личную заинтересованность от государственных интересов. Анатолий Дирун считает, что Приднестровье должно выработать стратегию действий с учетом возможных рисков использования своих граждан в выборах на чужой территории.

А вот телеграм-канал «Злые языки Приднестровья» называет слишком пристальное внимание к факту участия приднестровцев в выборах «демонизацией» этого обстоятельства и моделирует игру на других открывающихся полях. Ведь совсем скоро в соседней Украине должны пройти президентские выборы, на которых тоже можно немного подзаработать. И уже даже называются конкретные цены. А не за горами выборы и в парламент Румынии, граждане которой в самопровозглашенной республике тоже есть.

Ну что тут можно сказать? Если раньше я сравнивал то, что происходит в широком смысле в Молдове с Украиной, то теперь, наоборот, есть вопрос. А вот донецкие как бы повели себя в похожей ситуации и какой сама ситуация должна была бы сложиться в целом на свете, чтобы народные республики начали торговать голосами?

Григорий Котовкин, блогер

Фото: novostipmr.com