Опасная тайна европейского национализма

 

Когда Вы слышите словосочетание «европейский национализм», что Вам приходит в голову в первую очередь? Скорее всего, Вы вспомните Марин Ле Пен и ее сторонников, венгерского президента Виктора Орбана с его антимигрантской политикой, и немецких ультраправых, устроивших погромы в Хемнице. А что насчет румынских националистов?

Самые опасные

Скорее всего, этот вопрос поставит Вас в тупик, не так ли? Неудивительно, ведь европейские СМИ практически не освещают это опасное явление. А зря: главная черта румынских ультраправых, в отличие от их «коллег» из других стран – не ненависть к мигрантам, а стремление перекроить карту Европы. Этот феномен называется «унионизмом» (от рум. Unirea – союз) и предусматривает ликвидацию соседней с Румынией Республики Молдова, а также аннексию части Украины.

 

Для того, чтобы лучше понять суть румынского унионизма, достаточно обратиться к его ближайшему аналогу – немецкому пангерманизму, который стал одной из причин Второй мировой. Как и сторонники пангерманизма, румынские националисты хотят собрать все «исконно румынские земли» в одно государство – «Великую Румынию». Это им уже удавалось сделать, причем дважды – в 1918 и в 1941 годах. Думаю, Вы уже наверняка догадались, что создание унионистской «Великой Румынии», как и пангерманской «Великой Германии» было осуществлено исключительно путем оккупации соседних стран…

Тем не менее, сегодня между сторонниками пангерманизма и унионистами существует важное различие: если первые являются лишь кучкой политических маргиналов, то идеология вторых активно поддерживается официальными властями Румынии. К примеру, в 2018 году Бухарест пышно отпраздновал столетие «объединения» с Молдовой, которое большинство молдаван до сих пор считают оккупацией. А буквально на днях была выпущена серия юбилейных румынских монет, напоминающих о столетии присоединения Буковины, которая сегодня является частью Украины…

В чем секрет?

Невероятная живучесть экспансионистской идеологии унионистов объясняется её уникальной историей. Так, идея «Унири» уходит корнями в XVI в., в эпоху Дунайских княжеств – Молдавского, Валашского и Трансильвании. Тогда созданию единого государства помешала феодальная раздробленность, а затем – нашествие Османской империи. Кроме этого, часть Молдавского княжества (Бессарабия и Буковина) из-за неудачных для Турции войн отошла двум империям – Российской и Австро-Венгерской.

Однако именно турецкая оккупация оказала судьбоносное влияние на развитие унионизма: совместное стремление валахов и молдаван обрести свободу превращает идею объединения в жизненную необходимость. Таким образом, унионизм стал основой национально-освободительной идеи Дунайских княжеств, а в дальнейшем – синонимом румынского национализма.

Унионисты добились своего: в 1861 году часть Молдавского и Валашского княжеств объединяются в Объединенное княжество Валахии и Молдавии, которое в 1878 году обретает независимость. В 1881 году новое государство получает сегодняшнее название – Румыния.

Все это придало новый смысл идее «Унири»: теперь главной целью унионистов, стало возвращение остальных территорий валахов и молдаван – Буковины и Бессарабии, и создание «Великой Румынии». Так возник современный унионизм.

Как освободительная идея превратилась в шовинизм

Хотя Румыния была объединенным государством валахов и молдаван, первые заняли в ней доминирующее культурное положение. Вслед за этим последовала культурная и ментальная ассимиляция не только молдаван, но и всех остальных народов. От изначального равноправия национально-освободительного унионизма не осталось и следа, а сама идея «Унири» превратилась в шовинистскую «валахизацию». Кроме этого, жители Бессарабии и Буковины практически не разделяли идеи унионистов об объединении с «матерью-Румынией» в силу культурных и исторических особенностей.
Все это предопределило дальнейшую трансформацию унионизма в агрессивную идеологию, ставшую национальной идеей молодого румынского государства. Ведь если заблудшие «младшие братья» не хотят жить как валахи, и возвращаться в румынскую семью, то как создать «Великую Румынию», не прибегнув к оружию?

Империя на штыках

Сбор «исконно румынских земель», начался 10 июля 1913 года, во время Второй Балканской войны. Воспользовавшись слабостью воюющей Болгарии, Румыния вторглась на территорию южного соседа. 29 июля 1913 года Болгария заключила перемирие, по итогам которого Румынии отошла Южная Добруджа. На присоединенной территории новые власти стали проводить насильственную румынизацию местного населения, начались гонения на болгарский язык и культуру…

Однако настоящая румынская экспансия началась с крахом Российской и Австро-Венгерской империй. 7 декабря 1917 года румынские войска входят на территорию Молдавской Демократической Республики (МДР), которая образовалась после Октябрьской революции в России. Впрочем, правительство молодой страны было не против их присутствия: для обеспечения своей власти в условиях революционного хаоса власти МДР обратилось за поддержкой к Бухаресту. Румыния использовала этот шанс для реализации «Унири» и после «оказания помощи в наведении порядка» 27 марта 1918 года аннексировала МДР.

После поглощения Бессарабии Румыния нацелилась на Трансильванию и Буковину, принадлежавших в то время Венгрии. 7 декабря 1918 года румынские войска вторгаются в эту страну и к началу 1919 года устанавливают контроль над этими областями. Справедливости ради необходимо отметить, что эти меры были приняты после того, как местное румынское население изъявило желание отделиться от Венгрии и войти в состав Румынии, что стало единственным случаем ненасильственного расширения «Великой Румынии». Впрочем, это не отменяло нарушение Бухарестом международного права…

Однако интегрировать все присоединенные территории румынским властям не удалось: например, в Бессарабии к отсутствию популярности идеи «Унири» прибавилось резкое недовольство населения румынским вторжением и зачастую дискриминационной политикой новых властей. Также свою роль сыграла ликвидация оккупантами значительной части прав и свобод, обретенных после революции. Схожая ситуация сложилась в Южной Добрудже, где в ответ на репрессии румынских властей возникла подпольная революционная организация.

В итоге, «Великая Румыния», построенная в основном насильственным путем, просуществовала лишь до 1940 года, когда Бухарест был вынужден вернуть когда-то им оккупированные территории Болгарии, Венгрии, СССР. Нет ничего удивительного в том, что за исключением Трансильвании, этот процесс прошел бескровно и в целом был положительно встречен местным населением.
Последняя попытка осуществления «Унири» была предпринята Румынией в ходе Второй мировой войны во время похода держав «Оси» на Советский союз. По известным причинам, она закончилась провалом…

Возрождение

После Второй мировой войны унионизм официально оказался под запретом, однако румынская элита от него не отказывалась. Как ни странно, подлинное возрождение идеи «Великой Румынии» началось в советской Молдавии.

Благодаря стараниям румынских спецслужб после Румынской революции 1989 года в Молдавской ССР начинается стремительная популяризация унионизма среди молдавской элиты и интеллигенции. Можно без преувеличения сказать, что конец 1980-х – начало 1990-х гг. стал пиком популярности идей «Унири». Унионистам удалось добиться перевода молдавской письменности на латиницу и провозглашения молдавского языка, который они называли румынским, государственным.

Однако на этот раз «Униря» не состоялась из-за политико-экономического кризиса в Румынии и волны сепаратизма национальных меньшинств. Последний фактор и резкое ухудшение экономической ситуации в Молдове поставили крест на правлении прорумынской элиты, а популярность унионизма пошла на спад.

Сегодня унионизм имеет определенную популярность как в Румынии, так и в Молдове. Несмотря на то, что его реализации препятствуют те же причины, которые возникали последние пять столетий – нежелание молдавских элит лишаться власти, культурно-ментальное различие румын и молдаван и резкое противодействие со стороны национальных меньшинств, румынские националисты и их молдавские сторонники по-прежнему верят в неизбежный

успех своего дела. Такую уверенность им придает поддержка официального Бухареста, который никогда не откажется от создания «Великой Румынии» за счет оккупации соседних стран, ведь именно это и является румынской национальной идеей.
Вот почему мы должны опасаться румынского унионизма – опасной тайны европейского национализма…

Роман Арделяну

Фото: twimg.com